Режим стресса: херсонские школьники садятся за парты
Летние каникулы пролетели, едва начавшись, и в Херсоне уже прозвенел первый школьный звонок.
Тысячи учеников вернулись за свои школьные парты, теперь вместо пляжа у них душные аудитории, а вместо развлечений - книги и конспекты!
Так ли просто отойти от летних каникул и вернуться в привычный рабочий режим? Испытывают ли в начале учебного года стресс херсонские учащиеся, мы узнали у них лично.
- Не хотел, чтобы лето кончалось. Мне нравилось ничего не делать, гулять с друзьями, ездить на речку утром, теперь нужно учиться. Так не хочется, - признается ученик 5-ого класса Максим.
Самое трудное для парня - вставать рано утром, а первая пара для него настоящая каторга.
- Я рад видеть своих одноклассников! С одной стороны мне очень хотелось вернуться в школу, с другой совсем не хочется учиться. Очень жаль, что лето закончилось, не очень люблю осень и желтые листья, это нагоняет на меня тоску, - признается Егор, ученик 10 класса.
Херсонец уверен, ближе к холодам у него начнется упадок сил. Этому поспособствуют и учеба, и режим дня.
Один из учащихся, даже отшутился на эту тему, ответив нам словами известного анекдота: Идет, значит, Вовочка в школу и видит свежий дорожный знак с надписью: "СБАВЬ СКОРОСТЬ, ВПЕРЕДИ ШКОЛА!". Сам себе думает: Они что дураки, что ли? Можно подумать, туда кто-то бегом бежит!
Психологи считают, что наличие и отсутствие стресса у учащихся зависит от того, насколько положительными были их эмоции в предыдущем учебном году.
«Стресс это не только переживание напряжения, но и адаптация к условиям внешней среды. Если у ребёнка в прошедшем учебном году было все в порядке, то он рад встретиться с одноклассниками, хотя при этом жалеет, что закончились каникулы и отдых. Если у ребёнка были неприятности, конфликты - тогда, конечно, у него будет чрезмерное напряжение и соответственно стрессовая ситуация», - утверждает руководитель Херсонского Представительства Украинского Общества Практикующих Психологов «Гештальт-подход» Людмила Кумпан..
В любом случае, учащимся приходится перестраиваться и заново адаптироваться к школьным правилам, учебной деятельности, менять своё расписание. Все эти факторы являются неким отягощением и обязанностью, поэтому они кардинально рознятся с типом поведения во время летнего отдыха.
Немаловажное, что старт учебного процесса - стресс не только для самих детей, но и для их родителей. Психологи считают, что большую роль в возникновении напряжения у взрослых является материальное обеспечение ребенка: покупка принадлежностей, одежды, обуви, ремонта класса. Если к этому прибавить нынешнюю социально-экономическую ситуацию получается «проблема».
«Родителям приходится заботиться не только о подготовке ребенка к школе, но и решать многие семейные вопросы. Когда ситуации накладываются одна на другую, то может возникать состояние дистресса (двойной стресс), что является опасным. Когда возникает дистресс важно обращаться за помощью к специалистам, например к психологу или невропатологу», - рекомендует Людмила Кумпан.
Что же делать с накопившимся напряжением, куда девать эту разрушительную энергию и стресс? Психологи рекомендуют родителям набраться терпения в отношениях с детьми: больше общаться, интересоваться их чувствами и переживаниями (по поводу школьной жизни и отношений с одноклассниками).
«Детям очень важно, когда родители интересуются их жизнью, а не только спрашивают про оценки, и поведение на уроке. Уважаемые родители вспомните, пожалуйста, что лично вам было приятнее всего в отношениях с вашими родителями, когда вы были в их возрасте.
Несмотря на вашу занятость, попробуйте уделять эмоциональное внимание вашим детям и, естественно, важно разговаривать с детьми об их обязанностях в семье и школе. Мотивировать ребёнка к обучению, получению знаний», - говорит руководитель Херсонского Представительства Украинского Общества Практикующих Психологов
Также психологи делают акцент на важности наличия распорядка дня для ребенка, по их мнению, он облегчает и учебный процесс, и жизнь в целом. В списке дел должны быть как занятия, так и отдых.