Александр Юдин – создатель херсонского Франкенштейна

13.02.2016
3592
Александр Юдин – создатель херсонского Франкенштейна

Херсон, как известно, богат интересными, оригинальными, нестандартными личностями. То ли это природа здешних краёв такая, то ли дело в своеобразном влиянии «места силы», но факт остается фактом: концентрация людей, ярко проявляющих себя в творчестве, в нашем городе чрезвычайно высока. А многие из них известны далеко за пределами Херсона.

Одним из наглядных примеров может служить необычное хобби Александра Юдина, херсонца, который вот уже полгода вручную создает уникальные предметы – артефакты в жанре «стимпанк». На днях мы побывали в «мастерской» умельца и попытались выведать некоторые секреты его «творческой кухни».

- Александр, в Херсоне вы уже не первый год известны, прежде всего, как автор оригинальных игровых короткометражных фильмов и вообще как человек, близкий к кинематографу. Каким же образом родилось ваше новое необычное хобби?

- Наверное, нужно начать с того, что склонность к творчеству, к искусству у меня проявилась с детских лет. Еще в школе я начал рисовать - хотелось попробовать себя в живописи. Это были самодеятельные «пробы пера», вместо которого на самом деле выступала обыкновенная шариковая ручка. Так появился ряд графических работ. На некоторые из них впоследствии обратили внимание и даже отобрали для выставки во Франции. Тогда мне еще и скромный гонорар уплатили – первый и пока что единственный раз в жизни. Здесь важно, что в ту пору складывались навыки непосредственной работы с предметами, работы ручной, мануальной. И эти навыки пригодились мне позже, в том числе и в создании стимпанковских миниатюр.

- Овладение творческими профессиями – это ваше постоянное занятие?

Именно так. В свое время довелось окончить мастер-класс по пластическому искусству и пантомиме. Занятия, кстати, также проводил француз (искусство пантомимы традиционно популярно во Франции). На этих сессиях приходилось работать буквально на износ – наш учитель муштровал нас без всякой жалости. Впрочем, эти уроки, несомненно, пошли только на пользу. Позже они помогли мне пройти конкурс в Николаевский театр кукол, где я поначалу работал актером. Позже давняя страсть к живописи возобладала, и я перебрался в художественный отдел театра, в котором тогда работала моя жена. Именно там я, можно сказать, самостоятельно прошел настоящую школу создания различных интересных предметов своими руками, используя самые зачастую неожиданные элементы. В девяностые годы, само собой, о каких-то особых бюджетах для костюмов, декораций, бутафории говорить не приходилось, поэтому художники приспосабливали для сцены в буквальном смысле слова всё, что оказывалось под рукой, в том числе и всевозможный хлам. Но это занятие лично для меня было гораздо более важным, чем просто работа: это было непреодолимое стремление собственноручно мастерить различные забавные диковины.

- Каким образом, в таком случае, вы обратились к кинематографу?

- Кино всегда меня интересовало, это был мой самый любимый вид искусства. Уже когда я переехал в Херсон и стал частью коллектива Центра молодежных инициатив «Тотем», то выяснилось, что здесь работает целая группа энтузиастов-киношников. Мне показалось интересным попробовать себя не просто в качестве кинолюбителя, но и самому создавать кино. К этому времени меня уже больше привлекала не собственно содержательная сторона кинематографа, а форма, в которую облекается фильм. Проще говоря – захотелось разобраться, как именно делается кино. И я начал осваивать секреты этого мастерства на практике. Так в 2010 году были сняты первые короткометражные фильмы – трилогия «Коллекция нелепых смертей», в которой снялись довольно известные в Херсоне творческие личности. Я создал собственную мини-студию, которая получила название «Mausecinema». Параллельно совместно с режиссером и художественным руководителем ЦМИ «Тотем» Максимом Афанасьевым мы основали студию «ШураМакс». Через некоторое время мои работы начали участвовать в различных конкурсах и даже неожиданно для меня становиться лауреатами украинских и международных фестивалей.

- Почему же, в таком случае, вы прекратили свои занятия кинематографом?

- Дело в том, что постепенно, по мере овладения ремеслом, кино мне становилось всё более понятным, я уже достиг определенного уровня. Я привык всё делать максимально правильно и точно, не допускать неряшливости и ошибок. Но для того, чтобы достичь идеального результата в кино, даже в короткометражном, необходимы существенные материальные затраты. Что уж говорить о полном метре! Стало понятно, что на голом энтузиазме, когда в кино ты вкладываешь собственные, и немалые, средства, далеко не уедешь. Причем, мне поступали заказы на создание каких-то работ, речь шла даже о полнометражных лентах. Но все эти идеи лично меня не вдохновляли, они не были мне интересны. Я всегда хотел делать то, что ближе лично мне. Но на такое кино, к сожалению, денег никто давать особо не спешил. Поэтому в прошлом году пришлось принять непростое для меня, но окончательное решение, – перевернуть «кинематографическую» страницу в жизни.

- Но свято место, как известно, пусто не бывает. Насколько я понимаю, это место, оставленное кинематографом, сейчас занимает создание произведений в стиле стимпанк?

- Меня уже не первый год привлекала эстетика предметов в этом своеобразном жанре. Эти причудливые изделия мне всегда нравились, и поначалу я просто хотел их коллекционировать. Тогда я даже не знал, что такое, собственно, стимпанк. Позже ознакомился с этим направлением более подробно и в какой-то мере спонтанно загорелся идеей создавать стимпанк-предметы самостоятельно. Тут-то и пригодилось умение конструировать всевозможные поделки из разрозненных, зачастую уже ненужных и нигде не применяющихся деталей. Таким образом в сентябре прошлого года на свет появился первый «Франкенштейн» - флешка на 8 гигабайт в жанре стимпанк.

- Почему Франкенштейн?

- Как и в знаменитом романе, где этого монстра «соорудили» из всяческих подручных средств, моя флешка была создана из не связанных между собой деталей. К слову, на первых порах я еще не мог понять, каким образом придать предмету необходимую, каноническую, так сказать, форму. Что бы я ни делал, в итоге того самого, «аутентичного» стимпанка не получалось. И вот по какому-то наитию всё-таки, как мне кажется, удалось достичь нужного эффекта.

Ваши предметы – просто любопытные безделушки или им можно найти практическое применение?

- Они все вполне функциональны. Те же флешки работают точно так же, как и обычный съемный накопитель информации. Применяются в деле и подстаканник, и часы, и украшения. Сейчас, к примеру, у меня есть идея создать работающий стимпанк-планшет.

- Нет ли желания организовать выставку?

- Во-первых, я начал работать в этом направлении совсем недавно, и для организации полноценной выставки экспонатов еще попросту недостаточно. А, во-вторых, честно говоря, мне эта идея не очень интересна. Ведь, прежде всего, я мастерю эти изделия для собственного эстетического удовольствия.

- В таком случае, возможно, есть смысл поставить их производство «на поток», с коммерческой целью? Ведь наверняка такие причудливые вещи, да еще и созданные вручную, привлекут немало покупателей?

- Такой цели у меня тоже не имеется. Да, несколько работ у меня заказали, но это единичные случаи, в виде исключения для друзей и знакомых. Отдельные вещицы я дарю друзьям на день рождения, на свадьбу, на память в качестве сувенира. Но даже не это главное. Меня совершенно не устраивает идея «серийного производства» предметов стимпанка. Лично меня больше привлекает уникальность, неповторимость каждой вещи. Даже те же «франкенштейны» имеют свое собственное лицо, непохожее на своего «собрата». Кроме того, для меня очень важно придать предмету эдакий налет старины, заложить в него своеобразную тайну давно ушедшей эпохи. Я видел произведения, созданные из современных материалов и предназначенные как раз на продажу. Красивые, блестящие, «гламурные», они абсолютно безлики и никакого эстетического чувства не внушают.

Справка

Стимпанк (или паропанк) (от англ. steampunk) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Сам термин является смесью слов англ. steam «пар» и англ. punk «мусор». Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на истинной человеческой природе, движимой низкими страстями —похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Тем не менее существует немало произведений с противоположной направленностью — романтика, драматизм высоких чувств, даже элементы утопии.

Реалии стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в нарочито сказочные и даже детские произведения.

В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре. Стиль «стимпанк» все шире распространяется в графике, иллюстрации, скульптуре, дизайне и даже в сфере компьютерных игр.

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
1612
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
1829
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
2089
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
2827
Вверх