Херсонец Роман Цвях: с Кузьмой мы играли на барабанах
Общественный деятель из Херсона Роман Цвях стал известен на всю страну прежде всего как человек, исполнивший Гимн Украины на трубе сначала на майдане Херсона, затем и Киева. Но как оказалось, в его жизни столько интересного, что об этом однозначно стоит рассказать. Роман Романович Цвях, из семьи потомственных музыкантов с тернопольщины. Окончил сначала Требовлянское училище культуры, а затем и Николаевский филиал Национального университета культуры. Но поскольку ко времени окончания университета был уже женат и имел полугодовалго сына, в полный рост стал вопрос- чем кормить семью.
Вот как он рассказывает об этом сам:
«С Виктором Павликом, хотя и учились в одном училище и жили рядом, не пересекались – не довелось. А вот с Кузьмой Скрябиным встречаться доводилось, мы хорошо относились друг к другу, были приятелями, и пусть в минувшие годы пересекались реже, чем в молодости, всё – таки из вида друг друга не теряли.
Где – то в 1995 году мы нередко пересекались, играя на свадьбах в одних и тех же городах. Хотя из – за интенсивной работы делать это было довольно сложно. Часто играли рядом – например мы у жениха, он у невесты – так в тех местах было принято. Встречались иногда за столом, за кулисами. Воспоминания о нём самые добрые – светлая ему память.
Затем жизнь нас развела, я закончил Николаевский филиал, но есть нюанс. В нашей стране в 2 000 году музыканту – трубачу, равно как и дирижёру симфонического либо духового оркестра, заработать на жизнь, занимаясь исключительно своей профессиональной деятельностью, было совершенно невозможно. Оттого и начал думать – чем заниматься.
И тут совершенно случайно узнал, что в итальянском городе Кампо – бассо (вспомните «Квентин Дорвард») объявляется конкурс музыкантов в симфонический оркестр. Как я получил трёхмесячную туристическую визу, где одолжил денег на дорогу, и сейчас не понимаю. Тем не менее это случилось.
А тогда в честь великого Марио Ланца был объявлен фестиваль, и в городке Кампо – Бассо с населением тысяч 20, был объявлен всемирный конкурс именно для участия в этом оркестре, 60 человек. Музыканты съехались со всего мира, была даже девушка из Австралии. Главным же был маститый дирижёр из Ла - Скала.
В оркестре нужны были три трубы, два американца уже имелись, осталась одна. И вот приходит я – ни слова ни на итальянском, ни на английском. Кое – как дирижёр мне объяснил, что у меня «файв минытс», и пальцами показал – играй. Сыграл, через минуту сказали – окей. И диплом мой «прокатил», сказали что годится.
Так же на пальцах мне показали: тут будешь ням – ням, тут слип, и две ладони под щеку. Пришёл я на первый репатейшн, но когда увидели мой модный серый костюм «а – ля Большевичка», пришли в ужас. Тут же коммерческий директор поехал со мной в магазин, купил мне смокинг, туфли, бабочку – всего баксов на 500.
Когда началась репетиция, мой ужас не просто усилился – достиг апогея. Оказывается, у каждого из американцев имеется в наличии четыре трубы – на каждый строй, на каждую тональность. А у меня – одна на всё . И каждый раз, когда американец просто брал нужную трубу и играл, мне приходилось по ходу транспонировать все партии.
Попробуйте себе представить, что вам нужно читать «вслух «Войну и мир» со скоростью 10 букв в секунду. При этом в одном случае сдвигать каждую букву на три, в другом на 5, в третьем на 7, и в четвёртом на 9. Как ни странно, у меня это получалось. Правда мозги приходилось выворачивать набекрень.
Американцы и дирижёр просто с ума сходили – не верили, что такое в принципе возможно. Но платили нам тогда по 800 условных единиц, при условии что трёхкомнатную квартиру в Херсоне можно было купить за 2 500. Это при условии что и спали, и ели за счёт организаторов, так что жаловаться было грех.
При этом я за три месяца освоил язык, при условии что за время школы, училища и института в Украине выучил только вот из ё нейм. У меня было официальное разрешение на работу, Пермеццо со джорно, вид на жительство и вполне официальный, легальный статус.
Когда положенные три месяца отработали, объездив с гастролями всю Италию, дирижёр предложил мне остаться в театре и играть с ним в оркестре. А как я останусь, если у меня кончилась виза. Вот и пришлось ехать домой.
Пришёл в посольство, но тут коррупция была такая махровая, что ни о какой визе и речи быть не могло. Три дня и три ночи проторчал под посольством - всё впустую. За визу надо было заплатить 800 долларов – это просто нереально. Собственно, сейчас ситуация такая же.
В посольство записаться на собеседование и сдачу документов практически невозможно, можно только через визовый центр, а там приём стоит 750 гривен. Так что абсолютно ничего не поменялось, только платить нужно меньше и как бы официально.
Не помню уж, как мне удалось это, но визу сделал, приехал в Италию. Пришёл к дирижёру, а он – извини, бамбино, но столько времени поезд ждать не мог. А поскольку на обратную дорогу денег уже не было, так и пришлось идти работать на стройку. Там и пропахал несколько лет, даже на американской военной базе поработал.
Кстати, умение играть на трубе однажды дало мне возможность отдохнуть пол – дня, а заодно утереть нос итальянцам. Однажды во время обеденного перерыва мой коллега говорит – вот вы там ничего, кроме как пахать не умеете. Украинская нация неспособная больше ни к чему, кроме как ишачить. Тогда я ему – спорим, если завтра я на трубе сыграю все ваши модные песни, ты за нас двоих работаешь пол – дня. Если нет – я за тебя. Они посмеялись, думали прикалываюсь. Назавтра принёс в сумке замотанную в полотенце трубу. Когда же в обед я её достал и начал играть, все дар речи потеряли.
А в Николаеве, после универа, я ещё работал в театре, актёром был. Однажды приехала туда совсем молодая девушка – режиссёр и сказала, что хочет ставить спектакль про молодого музыканта – трубача. Само собой, играть его довелось мне. Было интересно, прикольно, спектакль прошёл с успехом. Каково же было моё удивление, когда эту девушка я встретил в Херсоне.
Эта девушка - Светлана Думинская, и сегодня она – начальник областного Управления культуры. Мир тесен…»