Минобразования начинает реформы: как будут учиться херсонцы в 2016 году
Бурными и продолжительными аплодисментами встретила активная общественность назначение Сергея Квита на должность министра образования Украины в 2014 году. От интеллектуала, преподавателя Киево-Могилянской академии и его команды ожидали многого. И нужно отметить, что ожидания в чем-то оправданы. Один из основополагающих законов «О высщем образовании» – разработанный, обсужденный и утвержденный в 2015 году был в некоторых аспектах вполне революционным. А потом Министерство взялось за закон о среднем образовании.
В этом году украинское образование ждет ряд серьезных изменений, которые коснутся среднего образования, вузов и научной деятельности.
В 2016-м стартует 12-летка, она предусмотрена новым Законом "Об образовании". Все дети, которые в этом сентябре пойдут в первый класс, просидят за партой 12 лет. В конце 2015 года фонд "Демократические инициативы" провел социологическое исследование, результаты которого упрямо свидетельствуют, что 70% родителей и 68% учителей против двенадцатилетки. Как и всякие нововведения в педагогической сфере, двенадцатилетнее обучение детей столкнется со многими трудностями, и неприятие этой новации большей частью родителей и детей – лишь первое из них. Результаты прогрессивной идеи будет известны только через некоторое время, а пока же посочувствуем детям и их родителям, которым придется так много лет провести на школьной скамье.
Еще одно ноу-хау – в каждой области будет создана "школа-хаб". Премьер-министр Арсений Яценюк, говорит, что это будет проект новой школы — с интернетом, хорошими классами и выбранным на конкурсе директором. Хабы будут бесплатными. В Министерстве образования и науки Украины объясняют, что во многих странах есть практика, когда создаются опорные школы (хабы), оборудованные по новым стандартам, а остальные школы общины выполняют функцию ее филиалов. Кабмин на это новшество уже выделил 170 миллионов гривень – каждая область получит от 5 до 11 миллионов гривень. Очень надеемся, что на Херсонскую область не поскупятся.
Школьники оккупированной части Донбасса и Крыма будут сдавать экзамены экстерном за 9, 10 и 11 классы. Они смогут получить украинские аттестаты, без которых невозможно поступление в украинские вузы. Аттестаты "ДНР" или "ЛНР" Украина не считает действительными. Школьники, желающие здать экзамены, могут обратиться в одну из 100 школ. Полный список есть на сайте МОН.
Снова поменяются и правила поступления в вузы: в этом году будут действовать только сертификаты ВНО, полученные в 2016 году. Это связано с контролем за качеством образования абитуриентов. Для университетов и институтов, по принятому в декабре 2015-го Закону "О высшем образовании", в этом году будут введены новые стандарты формирования учебных программ. Сейчас государство определяет около 70 – 80% предметов, которые преподают в вузах. По новому законодательству, большую часть дисциплин будет определять университет, а 25% предметов студенты самостоятельно выберут для своего обучения.
«Старые стандарты сильно ограничивали свободу вузов в том, чтобы приблизить свои образовательные программы к требованиям студентов, особенностям работодателей региона», – считает главный эксперт группы «Образование» общественной инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Бахрушин.
Закон «О научно-технической деятельности», недавно вступивший в силу, должен реанимировать и стимулировать украинскую науку. Создается Национальный фонд исследований. Его функции – финансовая поддержка научных исследований, развитие разработок и популяризацией науки (раньше этим занимался Национальный совет по развитию науки и технологий при МОН). Изменится и система грантов, которые будет предоставлять фонд из госбюджета, – их будут выдавать как коллективам, так и отдельным ученым и даже НИИ, чего раньше в Украине не было. Размеры грантов будут определяться отдельно в каждом случае.
Закон также должен помочь обновить техническую базу вузов. Но эксперты скорых перемен не ждут – нужны средства в бюджете и новые нормативно-правовые акты. Вот тогда закон сможет заработать в полную силу.
Украинское образование реформируют вот уже много лет. Несмотря на это, наша мощная педагогическая система непоколебима в своем консерватизме. Пока все эти изменения коснулись в основном фасада – что-то побелили и покрасили, не меняя фундамента. Кроме, конечно ВНО. Именно это нововведение стало прорывом и пробило первую брешь в цитадели украинского среднего образования. Если эти хорошие и нужные законы заработают в полную силу, то можно надеяться, что на этот раз реформирование наробраза основательно изменит саму систему, что в результате, даст сочные плоды просвещения и научной деятельности.