Ветераны-интернационалисты: "Мы тоже были оккупантами для афганцев..."

05.05.2015
3113
Ветераны-интернационалисты: "Мы тоже были оккупантами для афганцев..."

26 лет тому назад

26 лет. Что может успеть человек, живя на земле 26 лет? Родиться, закончить школу и институт, сделать карьеру, жениться или выйти замуж и дать жизнь уже своим детям… 26 лет. Для кого-то это целая жизнь «с нуля», а для кого-то 26 лет воспоминаний или 26 лет попыток забыть... 26 лет назад 15-го февраля 1989 года состоялся вывод советских войск из Афганистана. 9 лет, 1 месяц, 19 дней длилась эта война. 550 тысяч прошли через неё. 15 тысяч вернулись. В цинковых гробах. 10 тысяч вернулись. Инвалидами. 50 тысяч раненых. 287 советских военнослужащих остались в плену после вывода войск из Афганистана. Война в Афганистане…

Это было недавно, это было давно…

Воины-интернационалисты, жители Железного Порта и Новофёдоровки, Владислав Подкорытов, Николай Покрасен и Валерий Прокопенко согласились рассказать нам о своём пребывании в Афганистане.


Валерий Александрович ПРОКОПЕНКО попал в Афганистан в 1979 году будучи прапорщиком военно-транспортной авиации. В последних числах декабря полк, в котором служил 24-хлетний Валерий, был поднят по тревоге и переброшен в Фергану, где в самолёты загрузили десантников, технику, боеприпасы. Приказ - лететь в Кабул. Первое пребывание в Афгане было недолгим – сразу назад.

Валерий Александрович вспоминает, как в январе 1981 года всем в его полку были розданы анкеты, в которых каждый написал, что хочет добровольно оказать интернациональную помощь братскому Афганистану. Написали все. Никто из солдат и офицеров не заявил о нежелании лететь в Афганистан. Валерий Прокопенко называет это «советским патриотизмом». 21-го января вся эскадрилья из Кривого Рога, где она располагалась, была передислоцирована в Баграм. Авиабаза Баграм - один из важнейших аэродромов базирования авиации Ограниченного контингента Советских войск во время войны в Афганистане. Здесь Валерий Александрович на военно-транспортном самолёте Ан-12 прослужил с 1981 по 1982 год. Практически каждому советскому военнослужащему, участнику афганской войны, так или иначе приходилось иметь дело с военно-транспортной авиацией и результатами работы транспортников. Главными задачами военных лётчиков являлись доставка людей и грузов из Союза и обратно, а также перевозки войск, техники, топлива, боеприпасов внутри Афганистана.

Печально известный «Чёрный тюльпан» - тоже Ан-12. Валерий Александрович вспоминает, что самыми страшными рейсами были те, когда в Союз везли груз-200. Ан-12 прославился в Афганистане ещё тем, что оказался невероятно живучим. Не раз и не два Валерий Александрович видел, когда «двенадцатые» с пробоинами в результате обстрелов успешно выполняли задачу и возвращались на аэродром. Такие пробоины получал и самолёт, на котором летал прапорщик Прокопенко. «Я был старшим воздушным стрелком, и одной из моих задач было отслеживание выпущенных в нас ракет «Стингер», - рассказывает Валерий Прокопенко. - Если прозеваю, то… всё. «Стингеры» – это ракеты с тепловым наведением. А у нас стояли тепловые ловушки. И я должен был произвести аварийный отстрел, тогда тепловая голова «Стингера» сбивалась с толку, «отвлекалась» от основной цели – самолёта». Потери Ан-12 в афганской кампании связаны как раз с применением переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». С их помощью моджахедам удалось сбить несколько Ан-12. Некоторых ребят из погибших экипажей Валерий Александрович очень хорошо знал. «Мы никогда не надевали парашюты, - рассказывает бывший военный лётчик. – Зачем? Ведь даже мысли ни у кого не было сдаться в плен! Нам рассказывали замполиты, что моджахеды страшно издеваются над нашими солдатами. Плен тогда считался большим позором и для военнослужащего и для его семьи в Союзе. Последний патрон был для себя. В первые годы военной компании в Афгане пленных практически не было. И уже при Горбачёве политика партии относительно плена смягчилась».

На войне не обходилось без курьёзов. Валерий Александрович с улыбкой вспоминает об одном эпизоде: «Однажды начался сильный обстрел аэродрома. А я как раз был начальником караула. Приказал солдату занять правый край, а сам побежал на левый, схватив автомат с подсумком, которые находились ко мне ближе всего. Добежал. Занял позицию. Обстрел усилился. Вдруг краем глаза вижу, что кто-то сбоку бежит ко мне. Присмотрелся, а это наш солдат Березин. Я ему кричу «Ложись!», а он продолжает нестись ко мне под минами. Я его схватил, забросил к себе в окоп, спрашиваю, что случилось. А он мне, хлопая глазами: «Вы взяли мой подсумок с патронами…» Дело в том, что у каждого из нас был свой автомат, свой подсумок. Всё строго. Мы такую систему называли «солдат без бирки, всё равно, что бублик без дырки». И вот этот солдатик 400 м под миномётным обстрелом бежал за своим автоматом и подсумком!».

Как признался Валерий Александрович, армия и Афганистан снятся ему почти каждую ночь. И он никогда не думал, что вновь будет война, да ещё и на украинской земле, да ещё и с братским народом! Чего сейчас больше всего желает бывший участник боевых действий, так это скорейшего наступления мира.

Владислава Борисовича ПОДКОРЫТОВА призвали в армию осенью 1985 года, а уже в первых числах января отправили в Афганистан.

Перед отправкой молодые солдаты несколько раз проходили медкомиссии. Были среди сослуживцев Владислава Борисовича и такие, кто симулировал. Врачи таких симулянтов вычисляли слёту и в медкарточке писали: «Годен». Владислав Подкорытов отправился служить в Афганистан военным строителем. Все два года пробыл в Кундузе.

«Когда мы приехали, база в Кундузе состояла почти вся из палаток, - рассказывает Владислав Борисович. - А когда уезжали, то любо-дорого глядеть было – около аэродрома 28 городков с клубами, столовыми, казармами, складами и всё нами построенное. Правда, недавно в интернете с помощью гугл-карты нашёл то место, где располагалась наша база. Эх, одни фундаменты остались…» По словам бывшего строителя-афганца, за два года он построил столько зданий, сколько не построил потом и вряд ли уже построит. Режим работы, вспоминает Владислав Подкорытов, был такой, что никто не завидовал. Располагавшиеся рядом со строителями разведчики как-то сказали: «Нет, пацаны. Лучше мы воевать будем». Подъём ровно в 4.30. Уборка, завтрак, развод и на работу. Отбой был в 22 часа, но… Два раза в неделю приходила колонна с цементом, и ребята ночью разгружали машины. «Сколько там оставалось до подъёма? Два часа? Четыре? Все наши! – рассказывает Владислав Борисович. – Доспать мы могли днём, когда начиналась самая жара. Но не всем такое счастье выпадало. Я очень хорошо рисую и замполит постоянно поручал мне рисовать стенгазеты. И вот товарищи шли отдыхать, а я в клуб к ватману, карандашам и краскам».

Больше всего в Афганистане удивили солдата афганские женщины, замотанные с ног до головы в паранджу, и бурбухайки - большегрузные автомобили, предназначенные для перевозки людей и грузов. Испытанием на прочность в горной стране стали эпидемии разных заболеваний – холера, тиф, малярия, дизентерия, желтуха. Не дай Бог выпить сырой воды! Один глоток и готова койка в медсанбате. Некоторые, кстати, были счастливы там оказаться, потому что там можно было увидеть… женщин. Каждый солдат, пролежавший в медсанбате, потом всем хвастался, что он девушек видел. И все завидовали.

Запомнился и суровый афганский климат - сильная жара и ветер афганец. Если от палящего солнца и можно было спрятаться, то от неприятного сухого, пекущего ветра с песком и пылью никуда не деться. Когда он начинал дуть, то вся пыль, до этого лежавшая на земле, поднималась и долго держалась в воздухе. «Заходишь в помещение, смотришь на горящую электрическую лампочку, а из-за очень плотного слоя пыли едва-едва видишь светящуюся спираль», - вспоминает Владислав Борисович. Владислав Подкорытов признаётся, что если бы даже лет пять назад ему сказали, что зря мы там в Афганистане воевали, то он бы этого человека просто не понял. «Советские военнослужащие там защищают мирных жителей!» - советская пропаганда 26 лет назад работала отлично. Но в последнее время, вспоминая и переосмысливая тот период жизни и сравнивая ту войну с войной, которая сейчас разгорелась на Донбассе, видя какие-то схожие черты с афганской военной компанией, Владислав Борисович говорит: «Мы тогда тоже были оккупантами для афганцев. И мне тяжело об этом думать…» Тем не менее, бывший военный строитель с теплотой вспоминает службу в армии, своих сослуживцев, командиров. И говорит, что без них, представителей самой мирной военной профессии, другим солдатам было бы очень тяжело.

Николай Александрович ПОКРАСЕН начал службу в армии в 1977 году в Германии, потом был переведён в воинскую часть недалеко от Таллинна и уже оттуда попал в Афганистан.

Это был 1985 год. Афганистан встретил сурово – садились в аэропорту под непрекращающимся обстрелом. Первые месяцы молодой прапорщик служил в группе наводчиков. В подразделении не было солдат. Капитан, старший лейтенант и шесть прапорщиков – такой группой на вертолёте летали на боевые задания, спасали экипажи подбитых советских вертолётов. Через полгода Николай Покрасен был назначен старшиной роты и обеспечивал охрану гарнизона. «К войне и выстрелам привыкаешь быстро, - рассказывает бывший афганец. – Однажды утром, проснувшись, выхожу из нашего модуля и вижу, что везде ямы. Мои сослуживцы смеются: «Ну, ты и спишь! Полночи бомбили гарнизон, а ты и ухом не повёл!» Николай Александрович, улыбаясь, оправдывается: «Подъём в полчетвёртого утра, страшная жара, недосып, хроническая усталость… всё это так выматывало, что хотелось только одного - отдохнуть по-человечески. И когда, наконец, добираешься до кровати, то засыпаешь как убитый. Какая там уже бомбёжка!»

По словам Николая Покрасена, в первые месяцы пребывания в Афгане кормили их ужасно. Если удавалось заполучить лишнюю банку консервов, то был по-настоящему счастлив. И это при том, что консервы эти были 50-х годов. «Если не смотреть на содержимое чёрного цвета, то ничего, есть можно. Главное, никто ни разу не отравился ими», - говорит Николай Александрович. Позже питание наладилось, да и старшина Покрасен мог выйти в город и купить что-нибудь съестное, но ухо надо было держать востро: «Отношение местных к нам было неоднозначным. Они тебе в лицо улыбаются, а купишь у них каких-то фруктов, овощей, поешь и очень может это плохо кончиться. На рынке я шёл к одному продавцу, у которого всегда делал покупки и знал, что он меня отравить не может, так как, не дай Бог что, мои сослуживцы приедут и уже может всё плохо закончиться для него самого. Много было случаев, когда советские военнослужащие что-то в кантинах (местных магазинчиках) покупали, потом съедали и…»

Удивляло старшину то, что шустрые афганцы на глаз взвешивали точно до грамма: «Покупаем, например, виноград. Просим пять килограмм. Продавец и даёт – ровно пять килограмм. Мы сначала перевешивали, а потом перестали – всё точно». Николай Александрович пробыл в Афганистане год и семь месяцев. И за это время понял, что война – это просто очень тяжёлая работа, на которой ещё и стреляют. Война – она для здоровых и молодых. Вот крепкого здоровья и желает Николай Покрасен всем своим бывшим сослуживцам. Здоровья и мира.

P.S. Через войну в Афганистане прошло более 160 000 украинцев, из них почти три тысячи - жители Херсонской области. 67 наших земляков погибли, 2 - пропали без вести, 69 стали инвалидами.

 

Новости дня

Читайте еще

Как использовать ручку переноса огня для оружия
Ручка для переноса огня – это инновационное устройство, которое может значительно улучшить ваш опыт владения оружием. Она предназначена для увеличения точности и стабильности стрельбы, эффективного подавления огня и контроля отдачи, а также...
15.05.2024
544
Можно ли загорать при варикозном расширении вен?
Вены при варикозе патологически изменяются и деформируются. К развитию этого распространенного заболевания могут привести различные причины. После осмотра у флеболога и по результатам обследования назначается индивидуальное лечение варикоза лазером, введение в вену...
10.05.2024
1164
Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
3103
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
3125
Вверх