- Децентрализация - реальный шанс для общин на европейское будущее, - Дмитрий Бутрий
Сегодня перед нашим государством стоит много проблем, которые не решались в течение 25 лет его существования. Их можно решить, проведя быстрые радикальные реформы. Одной из таких насущных проблем является повышение роли территориальных громад в решении местных вопросов жизнеобеспечения населения. Для решения этой сложной задачи сейчас проводится реформа децентрализации местного самоуправления. Чтобы узнать как проходит она в области мы обратились к исполняющему обязанности заместителя председателя областной государственной администрации Дмитрия Бутрия Дмитрия, который курирует вопросы проведения децентрализации в области.
- Дмитрий Стефанович, сейчас много говорится о децентрализации, о ее необходимости, актуальности и выгодности для жителей территориальных общин. Хотим приоткрыть завесу таинственности над этим процессом. Что за зверь такой децентрализация? Для непосвященного гражданина звучит жутко, как национализация какая-то. Люди боятся, что у них заберут советы, а с ними школы, детские сады, ФАПы и прочее.
- Понимаете, существующая сегодня система административно-территориального деления и местного управления досталась нам в наследство от советской власти. Хоть она и
называлась власть советов (территориальных выборных органов власти), на самом деле, была жестко централизованной вертикали с подчинением нижестоящих советов более
выше, при безусловной диктатуре коммунистической партии. Хотя и в 1997 году, с принятием Закона Украины «О местном самоуправлении» была попытка реформировать этого советского монстра в какое-то настоящее подобие самоуправления, однако это получилось только политически. Экономически местные советы в силу объективных причин также зависели от центра, будучи дотационными.
Поэтому сейчас проводится уже очередная окончательная попытка реформы местного самоуправления путем его децентрализации, которая предусматривает передачу части властных полномочий от органов государственной власти и части финансовых поступлений из государственного в местные бюджеты.
- Какие именно полномочия и финансовые ресурсы передаются государством?
- Сейчас местные бюджеты получили втрое больше средств, благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» и Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». В целом объем финансовых ресурсов увеличился почти на 15 процентов, что в абсолютных цифрах составляет 34,1 миллиарда гривен. Выросли объемы финансирования образования на 13 процентов и здравоохранения на 12 процентов.
- Так может при таких бюджетных поступлениях объединение является лишним?
- Оставить сельские общины в этих пределах, чтобы не волновать людей?
Давайте дадим ответ на это без лишних эмоций, скупым языком цифр. В момент начала реформы в 92 процентах сельских общин проживало меньше 3000 жителей. Почти 11 процентов сельских территориальных общин имели меньше 500 жителей. Это приводило к тому, что больше половины сельских общин были дотационными на 70 процентов. А 483 территориальные общины вообще на 90процентов содержались за счет государства.
А теперь дайте сами себе ответ – сможет ли такая административная единица развиваться? Строить дороги, сделать освещение улиц, наладить бесперебойное водоснабжение, ремонтировать, или просто удерживать социальные объекты?
Чтобы быть самодостаточными надо иметь инвестиционную привлекательность, а это значительные площади сельсозугодий. Инвестор не придет на разрозненные клочки земли. Нужен значительный трудовой потенциал, который могут дать несколько сельских населенных пунктов. Также это хорошая база для наполнения местного бюджета, ведь 60 процентов налога на доходы физических лиц остаются в нем. И община, имеющая не менее 5 тысяч населения перестает быть дотационной. Однако самоокупаемость - это хоть и хорошо, но все же не дает развития. Объединенные общины здесь имеют преимущество – дополнительные финансовые возможности. В этом году объединенным территориальным общинам из государственного бюджета на развитие инфраструктуры
была предусмотрена специальная субвенция в размере 1 миллиард гривен. Эти средства распределились между 159 объединенными общинами по четкой формуле, в зависимости от количества сельского населения и площади общины, а не от экономической возможности населенных пунктов.
Бюджеты объединенных общин переводятся на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, поскольку они приравниваются к городам областного значения. Финансирование их будет прямым от государства к обществу, исключая звенья района и области.
Кроме финансов государство передает и последующие властные полномочия. Объединенным общинам передаются функции государственно архитектурно-строительной инспекции, а это - ввод в эксплуатацию объектов строительства. Ожидается, что это значительно упростит эти процедуры и даст толчок демографическому, экономическому, инфраструктурному развитии.
Установление арендной платы за землю. Также ожидается новый закон, согласно которому община будет распоряжаться землями в границах и вне границ населенных пунктов.
Таким образом мы с вами убеждаемся, что объединение необходимо.
- Ну хорошо, Дмитрий, убедили. А как это реализуется на практике? Государством «сверху», или общинами «снизу»? На основании чего? Или есть у вас четкий план этого процесса?
- Да, конечно. Но по-очереди. Еще 01 апреля 2014 года Кабинет Министров Украины своим распоряжением утвердил Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которую одобрили ведущие эксперты Совета Европы. Следовательно, она полностью соответствует европейским принципам и реформам. 17 июня 2014 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О сотрудничестве территориальных общин», который заложил первые основы. И наконец главным событием децентрализации стало принятие 05 февраля 2015 года Закона Украины «О добровольное объединении территориальных общин». Последний закон дал практический толчок процессу децентрализации в Украине и сегодня мы уже имеем около 172 объединенных общин, на базе прежних 800. До реформы в Украине существовало 11520 территориальных общин, из них 458 городских, 783 поселковых, 10279 сельских.
После завершения объединительного процесса должно стать появится 1500 мощных общин. На местном уровне эти процессы проходят на основе перспективных планов, принятых областными советами. Перспективный план формирования территорий общин Херсонской области был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 05 августа 2015 года №832-р. Согласно плану в области предусмотрено создание 41 объединенной территориальной общины.
Конечно это не догма, а скорее ориентир. Он активно обсуждается жителями территориальных общин. В процессе таких обоюдных консультаций возможны изменения. Так что никакого диктата «сверху» не существует. Хотя есть определенное непонимание процесса «снизу» на уровне жителей территориальных общин, но благодаря этим консультациям и разъяснениям они преодолеваются.
Так у нас в области стартовал с этой целью «Децентралізаційний марафон», инициатором которого выступило общественное объединение Ассоциация городов Украины, которое на уровне с государством занимается внедрением децентрализации на практике. Отметим еще одного партнера по этому делу – Региональный офис реформ.
Участники марафона проинформируют о преимуществах децентрализации, разъяснят процессы и этапы объединения общин, проконсультируют и помогут подготовить необходимые документы и проекты решений.
- Чем может похвастаться область по вашему мнению? Есть ли у нас комбинированные общины? Как мы выглядим на фоне других регионов?
- В 2015 году в Высокопольском районе области была создана Кочубеевская сельская объединенная территориальная община, которая объединила 4 сельских совета и 14 населенных пунктов с общим количеством 3168 человек. 23 июля этой общине исполнился год. Сейчас это сознательная община, которая знает приоритеты своего развития, имеет бюджет в размере 10,5 миллионов гривен, против 22 миллионов бюджет Высокопольского района. Община получила от государства субвенцию на развитие инфраструктуры в сумме 4,6 миллионов гривен.
После активного обсуждения сомнений относительно децентрализации имеем результат. На сегодня 5 будущих объединенных территориальных общин подошли к финальному этапу создания - получили положительные заключения от областной государственной администрации относительно соответствия собственных решений об объединении
законам Украины. Это Рубановская община (Великолепетихский район), Христовскаяа= и Аскания-Новская общины (Чаплинский район), Музыковская община (Белозерский район), Каланчакская община (Каланчакский район).
Активно продвигается процесс в других общинах области, надеемся, что до конца лета пройдут всю процедуру объединения еще несколько общин – Тавричанська, Любимовская (Каховский район), Чулаковская и Бехтерская (Голопристанский район), Скадовская (Скадовский район), Архангельская и Высокопольская (Высокопольский район), Присивашская (Чаплинский район), Агайманская (Ивановский район), Борозенская (Великоалександровский район).
Это как для Юга Украины неплохой результат, хотя лидирует в вопросах децентрализации Запад. Видимо потому, что люди находятся ближе к Европе собственными глазами видят преимущества децентрализации, проведенной двадцать лет назад.