Александр Вилкул: " Все проблемы от того, что сейчас страной управляют дилетанты, которые просто не имеют управленческого опыта"
- Я никогда не вру, - заверил Александр. Читайте и проверяйте.
- Начнем с главного. Вы за Россию или за Европу? Если измерять по шкале пророссийскости от 1 до 10, то вы где?
- Что такое пророссийскость? Кстати, вешание ярлыков - это политтехнология.
Я русскоязычный украинский политик. Другое дело, я считаю - нам необходимо выстраивать с Россией обоюдоприемлемые отношения, потому что надо закончить войну. Потом можно не ходить друг к другу на день рождения. Но это намного лучше, чем постоянно воевать и конфликтовать. Я не за Россию и не за Европу. Я - за Украину.
- На словах все просто. Но как выстроить такие отношения?
- Путем переговоров. Украина вообще не ведет никаких переговоров, мы отдали их третьим странам. А третьи страны - хоть США, хоть Европа - будут думать о своих интересах, а не об интересах Украины. Нам надо выходить на прямые переговоры.
- Тогда контрольный вопрос: Крым чей?
- Крым - это, безусловно, Украина. Был, есть и будет. Но любой кандидат, который назовет какие-либо сроки по возврату Крыма в Украину, вам соврет. Когда я шел на избирательную кампанию, сам себе дал установку: не то что врать, я никогда не вру, а даже не буду недоговаривать. Потому говорю: Крым - украинский. Но чтобы его вернуть, нам надо пройти долгий путь. Зависит это от многих факторов. От международных судов. От давления международного сообщества. Во многом от того, какой сама будет Украина. Если Украина останется буферной зоной между Россией и Европой, с вечной войной до последнего украинца, нищей 15-миллионной аграрной страной и распроданной землей, то вернуть Крым будет сложнее.
Но зачем, если наша власть говорит, что Крым - это Украина, а делает все, чтобы оттолкнуть 2 с лишним миллиона крымчан? Потакают радикалам, которые взрывают линии электропередач, перекрыли воду, установили полную блокаду.
Украина должна поддерживать украинцев в Крыму и делать все для того, чтобы они не потеряли связь с родиной. Став президентом, я в первый месяц дам в Крым воду и восстановлю все экономические отношения. И буду поддерживать украинцев в украинском Крыму.
Шевченко - что, тоже сепаратист?
- Насколько остро для вас стоит языковой вопрос?
- Язык - надуманная проблема. У нас никогда не было проблемы языка, пока на этой теме не начали искусственно спекулировать, чтобы консолидировать незначительную часть радикально настроенных избирателей.
- Как же нет проблем, когда в парламенте хотят принять закон о защите украинского языка?
- На самом деле это не законопроект о поддержке государственного украинского языка, который мы, безусловно, все уважаем. Это проект, который запрещает все остальные языки - везде, кроме как в быту и религиозных учреждениях. И только потому, что в быту власти не могут запретить другие языки.
Власти хотят приравнять язык к государственным символам - это герб, флаг, гимн. За проявление к ним неуважения - сразу три года. Вот мы с вами сейчас разговариваем на русском языке. Означает ли это неуважение к украинскому языку в их интерпретации? Не знаю. Как захотят, так и будут интерпретировать.
При этом Украина подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которым обязались выполнять все законы, хартии и положения. А этот языковой законопроект абсолютно им не соответствует.
В европейских законах и нормах записано: если 10% и более людей, проживающих на какой-то территории, разговаривают на языке, отличном от государственного, то этот язык может применяться наравне с государственным. Более того, эта Европейская Хартия региональных языков ратифицирована в Украине. Но на деле у нас призыв к введению региональных языков приравнивают к посягательству на территориальную целостность и конституционный строй в Украине. А это статья от 5 до 10 лет заключения.
- Видела, вы в сессионном зале подарили спикеру книгу. Что за книга?
- Я наглядно призвал гражданина Парубия и провластных народных депутатов создать в Верховной Раде библиотеку родной литературы. Предложил начать с "Кобзаря" Тараса Григорьевича Шевченко. В оригинальной версии есть стихи как на украинском, так и на русском языке.
И я задал спикеру очень простой вопрос: "Вы же все называете Шевченко пророком, нашим национальным символом. Так 54% его литературного наследия - на русском языке. Теперь Шевченко - сепаратист? Он сепар или "зрадник" - кто?"
- И что вам ответили?
- По большому счету ничего разумного. Потому что знаю: у Порошенко есть большой Томас, а этот языковой законопроект - такой небольшой "томасик" Парубия. Он пришел на съезд Порошенко и поддержал его кандидатуру в президенты при том условии, что за языковой законопроект проголосует фракция БПП.
- Думаете, поддержат?
- Наша фракция будет голосовать против.
|
СБУ подсылает радикалов
- Примут закон - и что потом делать?
- Мы победим на выборах и отменим весь этот бред.
На центральном уровне должно остаться всего несколько наиболее важных вопросов. Оборона, безопасность, внешняя политика, законотворчество и инфраструктурные проекты - как национальные, так и международные. Все остальные вопросы необходимо отдать полностью в полномочия регионов. Вместе с деньгами.
В том числе очень важна культурная децентрализация. Каждый регион будет сам принимать решения, какие памятники ставить, какие праздники праздновать, какие региональные языки он введет и как называть села, города, улицы, области.
Сейчас власти придумали очередной бред, чтобы отвлекать внимание людей от социальных проблем. Переименование Днепропетровской области: 95% жителей трехмиллионной области против. Но нашим начальникам в Киеве все равно. Эта власть слышит только саму себя, а не людей.
- Сами-то в Днепр и область часто наведываетесь?
- Да, часто. Раз в неделю, раз в две недели.
- Вам там комфортно?
- Мне в Днепропетровске комфортно, когда я просто живу. Но если я встречаюсь с людьми и об этом знают в СБУ, то на меня сразу начинается давление со стороны радикалов. Последняя встреча произошла в ДК "Металлург". 1200 человек присутствовало, очень хорошая встреча, но вокруг находились более 300 радикалов с бутылками с зажигательной смесью. Было 23 февраля, и они хотели провоцировать конфликт. Должен сказать, что хорошо сработала полиция и смогла защитить людей.
- Значит, МВД хорошее, а СБУ плохая?
- В СМИ можно встретить утверждение, что С14, которые пытаются давить на ветеранов, на меня, на наши офисы, - это абсолютно структура СБУ.
Сядут не трое друзей, а все, кто виноват
- Вы говорите: "став президентом". Хорошо - стали. Первые шаги?
- Мир. Поддержка экономики. Но не экономики ради экономики, а ради высоких заработных плат, достойных пенсий, достойного уровня жизни.
- Сейчас пенсионерам дадут прибавку.
- Два раза? Перед каждым туром дадут деньги - это не "хорошая пенсия". Всегда надо смотреть на покупательную способность. Сколько у тебя есть денег и что ты за них можешь купить.
- Сколько при президенте Вилкуле будет стоить доллар?
- При президенте Викуле доллар будет стабильный, а покупательная способность людей - расти. Расходы на коммуналку в самой бедной семье не превысят 15%. Это будет достигнуто и путем повышения реальных заработных плат, и путем снижения тарифов.
- Как насчет узаконить импичмент президента Вилкула?
- Отношусь к этому очень позитивно. Надо заложить какие-то правила на поколения вперед. Я за то, чтобы лишить неприкосновенности президента, депутатов, судей, приняв закон об импичменте президента и закон о механизме отзыва депутатов, не оправдавших доверия. Одним пакетом, одним махом.
- Но вы не первый раз избраны депутатом. Сколько уже говорили об отмене неприкосновенности…
- Вот именно - говорили. Рассказывали сказки. Даже один раз голосовали за снятие депутатской неприкосновенности. Я, кстати, голосовал "за". Но это все политические игры.
- Кого из трех друзей обещаете посадить?
- Когда каждый кандидат в президенты обещает посадить троих своих друзей, это выглядит красиво лишь с точки зрения избирателей. Задача президента - создать такую систему правоохранительную, прокурорскую, при которой сядут не трое друзей, а сядут все, кто виноват. А кто не виноват - не сядут.
Если друзья президента виноваты, они ответят по закону. И приговор им зачитают на государственном украинском языке.
- О! У вас уже есть будущий генеральный прокурор! Есть команда?
- Как раз у нас и есть команда. Оппозиционный блок - это даже больше не политики, а производственники. Команда Оппозиционного блока - это больше, чем фракция в парламенте. Это люди, которые поднимают предприятия, поднимают целые отрасли, выплачивали годичные долги по зарплате и хорошо понимают, как функционирует и реальный сектор экономики, и система управления государством.
Я уверен, что все проблемы от того, что сейчас страной управляют дилетанты, которые просто не имеют управленческого опыта и некомпетентны. Из кризиса Украину выведут только профессионалы.