Есть ли что праздновать "Херсонэлектротрансу"?
2015 год для КП "Херсонэлектротранс" юбилейный - предприятие создано 55 лет назад. Впрочем, говорить о "громких" достижениях, как принято в юбилейные даты, вряд ли уместно.
Сегодня руководитель КП "Херсонэлектротранс" Алексей Рыбак больше обеспокоен не праздничными мероприятиями, а массой проблем, которые накопились на предприятии. В настоящее время на коммунальном предприятии работают 316 лиц. Что касается технической составляющей, то зарегистрировано 80 троллейбусов, изношенность которых - 99,6%; длина контактных электросетей - 98,4 км, изношенность - более 80%.
И все же, несмотря на сложную ситуацию, правдами и неправдами предприятию удается держаться на плаву. Сейчас ежедневно на маршруты выходит в среднем 40 машин, это на 10 единиц больше, чем год назад. Еще один из позитивных результатов последнего года - количественный состав водителей удалось довести почти до норматива.
Кроме того, за прошлый год собственный доход предприятия вырос на 15% и составил 3 млн. 532 тыс. грн. Впрочем, этот факт никак не разрешает серьезную проблему долгов.
- Все имущество в настоящее время под арестом, но оно не отчуждено, мы им пользуемся. Долги мы всеми силами пытаемся уменьшать, но ситуация крайне сложна - при погашении предыдущей задолженности налоговая сразу насчитывает пени и штрафы. Сегодня общий долг предприятия составляет 11 млн. 400 тыс., из них 8 миллионов - "критические", перед пенсионным фондом. В 2013 году существование предприятия оказалось под угрозой - открыли процедуру банкротства. Но решением депутатского корпуса в начале 2014-го она была прекращена. Мы получили определенную передышку, которую пытаемся использовать для улучшения ситуации, - говорит Алексей Рыбак.
Но все попытки, утверждает директор, могут оказаться напрасными, если не решить несколько важных вопросов. Первое - увеличение пассажиропотока. С этим предприятие кое-как справляется - в январе этого года доходы от перевозок составили 329 тыс., тогда как в соответствующем периоде 2014 - 191 тыс. грн. Но эти успехи ничего не значат без решения проблем, которые нуждаются во вмешательстве «сверху». Это, конечно же, погашение долгов и обновление подвижного состава и сетей. Тяжелым грузом на финансовом состоянии предприятия лежит нынешняя система начисления льготных пенсий. Работникам, которые идут на заслуженный отдых не достигнув пенсионного возраста, до исполнения им 60 лет, предприятие должно платить льготную пенсию из собственного кармана. Правда, сейчас этот вопрос и через городского голову, и через наших народных депутатов вынесен на уровень Киева. Алексей Рыбак надеется, что его можно решить.
Еще одна серьезная проблема нависла над «Херсонэлектротрансом»: Государственный бюджет- 2015 предусматривает погашение средств за льготные перевозки лишь до мая этого года. Учитывая, что более 80% пассажиров троллейбусов - льготники, ситуация станет критической. На одном из аппаратных совещаний, где обсуждалась эта проблема, мэр города Владимир Миколаенко пообещал поддержку "Херсонэлектротрансу". Надеемся, для этого есть финансовые основания. Иначе…
- Если компенсации за льготников не будет, предприятию надо наращивать собственные усилия, оптимизировать городскую троллейбусную сеть, искать финансовых компенсаторов, которые позволили бы удержаться на плаву, и, возможно, через 3-4 года удастся выйти на самоокупаемость,- говорит директор.
Вот такие прогнозы и, соответственно, задания. Будут ли они по силам и властям и предприятию - вопрос! К слову, как сообщили в управлении транспорта, связи и инфраструктуры горсовета, Херсон - город с самим низким тарифом на перевозку электротранспортом в Украине. На финансирование городской программы развития электротранспорта в нынешнем бюджете предусмотрены 22 миллиона гривен.