"Судостроение развивается только в странах, где государство предоставляет налоговые льготы судостроительной отрасли", - Василий Федин
По приглашению народного депутата Украины Виктора Галасюка выступил на круглом столе Верховной Рады "Розвиток суднобудування в Україні".
Парадокс, но себестоимость судна украинской постройки выше чем стоимость судна европейских заводов. В 2014 году СМГ участвовал в тендере на строительство танкера для шведского заказчика. Норвежская верфь дала предложение на 1 млн долларов дешевле, чем украинский производитель.
Шок! Почему? Несколько основных причин:
1. СТОИМОСТЬ КРЕДИТА В УКРАИНЕ В 2-4 РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ. Для реализации проекта СМГ должен взять кредит в банке под 12 % годовых. За два года строительства СМГ заплатит банку 8 млн долларов процентов. Норвежская верфь возьмет кредит в Экспортно- кредитном агентстве Норвегии под 3 % годовых и заплатит всего 600 тысяч долларов процентов. Разница в 7, 4 млн долларов в пользу норвежцев.
2. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА В УКРАИНЕ ВЫШЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ. За прошлый год СМГ заплатил 74 млн налогов и сборов. Власть вынашивает планы по увеличению стоимости аренды земли. Если эти планы реализуются, СМГ должен будет оплатить дополнительно 48 млн гривен аренды земли. Мировая экономика не знает примеров, когда при выручке в 350 млн гривен, предприятия платили бы 122 млн гривен налогов, или 35 % от оборота. Тогда как среднестатистическая налоговая нагрузка в Евросоюзе составляет 5-6 % от оборота.
3. НЕСОВЕРШЕННОЕ ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. При ввозе оборудования украинский производитель оплачивает пошлины на ввоз импортного оборудования. И хотя после продажи судно покинет территорию Украины – пошлины уже никто не вернет. В то же время европейские судостроители не платят пошлины, а многие азиатские верфи имеют льготы по ввозу оборудования.
Список причин можно долго продолжать.
Судно СВЛ Либерти, построенное на Херсонском судостроительном заводе вошло в "ТОП 50 Значимых судов 2013 года" по версии Британского королевского общества корабельных инженеров
Многие украинские парламентарии после 2013 года поддержали идею МВФ о том, что свободный рынок должен урегулировать экономику Украины и отрицали возможность поддержки базовых отраслей промышленности. В результате такой политики Украина потеряла за 3 года 48 % ВВП страны.
В то же время, один из лучших экономистов мира, профессор Эрик Райнерт сказал: «Свободный рынок превратит Украину в большого агрария и страну эмигрантов. Если вы хотите стать богатой страной, то должны сосредоточиться на реальной экономике: предоставить дешевые кредиты бизнесу, налоговые преференции и т.п.»
Консалтинговая компания с мировым именем Roland Berger в 2011 году провела исследование по заказу компании Смарт Меритайм Групп. Вывод: судостроение развивается только в странах, где государство предоставляет налоговые льготы судостроительной отрасли.
За 100 лет доля европейского судостроения снизилась с 80 % до 1-10%
Мы же находимся в парадоксальной ситуации, когда с одной стороны народ возмущается, что украинские судостроительные заводы не работают на полную мощность. С другой стороны, парламентарии не хотят давать льготы украинскому судостроению. Как результат, украинские верфи проигрывают конкуренцию европейским и азиатским верфям.
А пока мы спорим, китайские верфи при помощи китайского правительства, продолжают увеличивать мощности.
Василий Федин, генеральный директор OOO "Смарт Мэритайм Групп" (Smart Maritime Group