Унылые советские "великаны" — как в Херсоне недооценили модернизм в архитектуре
Многие херсонцы называют эти здания "серыми уродцами", "угрюмыми коробками" или "обреченностью". Речь идет о зданиях выполненных в стиле модернизм. К ним можно отнести гостиничный комплекс "Фрегат", библиотеку им. Гончара, ККЗ «Юбилейный», Дом профсоюзов, Аэропорт "Херсон", Главпочтамт и здание Херсонского горисполкома.
Отель «ФРЕГАТ» 1989 года. Расположен вблизи набережной. С верхних этажей и ресторана открывается прекрасный вид на Днепр.
Модернизм как архитектурный стиль получил широкое распространение в странах Западной Европы и СССР в начале 20-ого века (1900-1960 гг.) и является, своего рода, результатом технической и промышленной революции.
Мало кто знает, что именно изобретение железобетона стало толчком развития данного архитектурного направления, ведь этот сверхпрочный и, вместе с тем легкий, материал позволял конструировать новые, смелые архитектурные формы. Его устойчивость к нагрузкам, помогла архитекторам того периода сместить акценты и "расти".
Кстати, сперва здания из армированного бетона покрывали декоративной плиткой, а первым в Европе жилым зданием, выполненным из "голого" железобетона стал многоквартирный дом по ул.Б.Франклина в Париже, а архитектором выступил Огюст Перре.
Основные принципы архитектурного модернизма:
- использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса);
- рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход);
- отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений;
- «интернациональный» характер.
В Херсоне, по мнению экспертов, существует большая проблема с пониманием данного архитектурного стиля. Многие горожане, да и не только, считают данный стиль унылой "советчиной" не до конца понимая его ценность.
Фото Иван Антипенко
Арткритик Юлия Манукян заметила, что об архитектуре модернизма принято было не говорить и не исследовать из-за близости эпохи, ложном представлении о том, что все эти объекты не имеют художественной ценности, являются невыразительными и идеологически «неправильными».
«Забытые памятники модернизма и конструктивизма в Херсоне должны доказать, что даже наш периферийный город не был отстранен от общеевропейского культурного развития и имеет свои маленькие «шедевры» — шаги этого культурного развития в будущем, которые мы должны знать и понимать», — отмечает Манукян.
Здание херсонского речпорта/ фото Екатерина Пономаренко
По мнению экспертов, объекты искусства того времени иногда сохраняют аутентичность, художественные и объемно-пространственные решения и сегодня вызывают удивление и восхищение, некоторые из них являются уникальным явлением, достаточно сложным в своей технологии. Но они настолько незаметны и обычны для жителей города, что их уникальность не воспринимается серьезно. Несмотря на то, что в те времена было очень много типичных проектов, бывали частые случаи трансформации из-за геологических, климатических и других особенностей местности. И в таких случаях местные архитекторы пытались проявлять творчество, отличаться.
Историк архитектуры, действительный член ИКОМОС Сергей Дьяченко во время одной из онлайн-лекций для участников отметил, что развитие модернизма в СССР было грубо прервано тоталитарным режимом Сталина, который «возродил из мертвых» неоклассицизм.
«Два десятилетия перерыва развития современной архитектуры (30—50 гг.) сказываются до сих пор. Возрождение европейской моды и стиля происходит только во времена хрущевской оттепели. В 1955 г. Академия (классической) архитектуры была закрыта, началась «борьба с излишествами в архитектуре». Мы вернулись к функционализму. Если с жилыми типичными зданиями все было грустно, то с общественными и административными архитектор мог экспериментировать, играя объемами и ритмами, разной фактурой в неприкрытом бетоне», — говорит Дьяченко.