АПК Херсонщины: иллюзия перспектив
В рамках южной агропромышленной ярмарки "Фермер-2016", которая на днях состоялась в областном центре, сельхозпроизводители Херсонщины обсудили перспективы сбыта отечественной продукции на внутренних и внешних рынках. Приглашенные на мероприятие лидеры аграрного сектора экономики области рассказали о собственном опыте выращивания плодово-ягодных, бахчевых, овощных и других культур, а также обозначили свое видение путей реализации полученного урожая.
— Для успешной продажи продукции, выращенной на Херсонщине, есть все условия, — первым выступает директор департамента агропромышленного развития ОГА Александр Паливода. — Современный маркетинг позволяет производителям сельхозпродукции не только обеспечить потребительский спрос внутри страны, но и экспортировать продукцию за рубеж.
— Вырастить — это одно дело, а вот найти покупателя — совсем другое, — не согласен с ним генеральный директор херсонской компании «Аграрная биржа» Игорь Григорьев. — Тем более, что логистическая система в целом в Украине, и на Херсонщине в частности, оставляет желать лучшего.
Антон Барнак, региональный менеджер ООО «Сакура Юкрейн», подтверждает, что много времени тратится на доставку партии овощей или фруктов до иностранного заказчика. Подчеркивает при этом, что стоимость транспортных услуг оказывается недешевой, часто более чем втрое превышает цену самой продукции. Он также отмечает, что сельхозпроизводителям области сегодня очень трудно делать какие-то прогнозы.
«Неблагоприятные погодные условия, сложная геополитическая ситуация и нестабильность национальной денежной единицы заставляют фермеров экономить. Например, в 2015-м в хранилища на хранение было заложено много некачественной продукции из-за использования дешевых посевных материалов и обработки земли механическим способом», — отметил он.
Стоит отметить, что круг проблем на этом не ограничивается. Например, большой интерес у присутствующих вызвала тема развития экспортного потенциала Херсонщины. Аграрии признаются, что продовольственное эмбарго Российской Федерации на сельхозпродукцию отечественного производства нанесло им значительный ущерб. Впрочем, теперь есть надежда на значительное расширение рынков сбыта за счет стран Евросоюза. Вот только желает желанный европейский рынок принять наши овощи и фрукты?
— Мы должны четко понимать, на какие именно украинские товары есть спрос за рубежом, — говорит Игорь Григорьев. — Более того, отечественному производителю не избежать процедуры сертификации и стандартизации.
Получить необходимые документы и справки возможно, если есть желание и деньги.
Впрочем, поиски альтернативных рынков сбыта не ограничиваются Европой. В частности, заместитель руководителя информационного агентства «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Смирнова отметила оживление ближневосточного экспортного направления. «Сейчас Сирия и Ирак активно скупают украинский лук, но в процентном соотношении этих объемов не так много, как хотелось бы», — отметила она.
Об экспортных возможностях слышала и Ирина Песковая с Николаевщины. На ярмарку она привезла мед собственного производства. «Конечно, хотелось бы выгодно продавать свою продукцию непосредственно экспортеру, — сказала она. — Но на рынке очень много посредников». По словам Ирины, именно они кладут в карман значительную часть прибыли.
Очевидно, что пока продолжается процесс переориентации и работа над достижением международных стандартов продукции, отечественным сельхозпроизводителям таки придется затянуть пояса. Потому что уже сегодня аграрии констатируют сокращение объемов производства самых популярных среди украинцев овощей, которые входят в так называемый борщевой набор.
"Новый день"