Без государственной поддержки судостроительная отрасль обречена на вымирание, - Василий Федин
Директор Херсонского судостроительного завода Василий Федин на своей странице в Фейсбук ответил на вопрос, оправдано ли предоставление льгот судостроительным предприятиям:
"В Фейсбуке услышал такой злой вопрос: Почему именно судостроению необходимо предоставлять льготы в налогообложении?
Вопрос дискуссионный и разные страны отвечают на этот вопрос по-разному.
Во всем мире налоговые льготы являются государственным инструментом стимулирования деятельности наиболее стратегических отраслей экономики.
Судостроение низкорентабельный бизнес, однако многие страны принимают программы государственной поддержки судостроения на том основании, что:
1. Судостроение, в отличие от других бизнесов, подтягивает за собой все отрасли страны. Считается что одно место в судостроении создает 8 рабочих мест в других отраслях. Судостроительные заводы покупают сталь, трубы, сварочную проволоку, краску, насосы и т.д. Таким образом начинают работать многие заводы страны. Турецкое судостроение дает 1,3 млрд долларов США выручки в год. Ведь именно это нам сейчас необходимо, не так ли??
2. Судостроение обеспечивает высокую занятость населения. Как например, в судостроительной отрасли Китая трудится 37 млн человек.
3. Судостроение поддерживает экспорт страны, что в свою очередь приводит к стабильности национальной валюты. А как известно из учебников, отсутствие валюты у Нацбанка для удержания курса приводит к девальвации валюты и росту инфляции. Инфляция бьет по карману жителей Украины, слабеют банки. Банкротство банков опять бьет по карману украинцев и уменьшает объем кредитов в экономике, а это приводит к падению ВВП. Замкнутый круг.
4. Как правило, предоставление льгот в одном виде налогов, дает общий рост налогов. Как например, льгота по налогу на землю для херсонских судостроителей составляет 16 млн гривен в год, однако за 2015 год объем налогов и сборов, оплаченных Херсонской площадкой Смарт Меритайм Групп в бюджеты различных уровней, составил более 30 млн гривен. Соответственно закрыв судостроительный завод, бюджеты лишаться в разы большей суммы чем льгота.
Оправдана ли государственная поддержка судостроения?
Часть стран говорит: ДА. К таким странам относятся: Китай, Корея, Япония и США. На долю этих четырех стран приходится 90 % мирового судостроения.
Интересно, что в 80-х годах в США администрация Рейгана отменила многие преференции американскому судостроению. За очень короткий срок судостроение в США практически перестало существовать. Однако, после прихода к власти Билла Клинтона в но¬ябре 1993 г. Конгресс принял «Национальную судостроительную инициативу» вернув все льготы американским судостроителям.
Часть стран говорит: НЕТ государственной поддержке судостроительной отрасли. В Европейских странах с 1 января 2001 года, в соответствии с решением Европейской Комиссии, запрещено прямое субсидирование постройки судов. Единственной разре-шенной формой помощи производству остаются кредиты в соответствии с правилами OECD. Как результат, объем производства всех европейских судостроительных заводов в мировом масштабе уменьшился за последнее время до 1 %.
Немецкая консалтинговая компания Roland Berger проанализировав ситуацию в Украине и мировой опыт, сделала вывод что без государственной поддержки в стране судостроительная отрасль обречена на вымирание в ближайшее время. Основная причина заключается в том, что при отсутствии льгот украинские судостроители предлагают на мировом рынке цену выше, чем судостроители из стран с государственной поддержкой, и соответственно остаются без заказов.
Нужна ли судостроительная отрасль нашей стране – решать нашим депутатам".