Что кроется за запретом чиновникам критиковать власть
Согласно постановлению правительства «Об утверждении Правил этического поведения государственных служащих», принятому еще 11 февраля и обнародованному 1 марта, Кабинет министров Украины требует у государственных служащих воздерживаться «от проявлений публичной критики деятельности государственных органов и их должностных лиц», рассказывает Hyser.
Этот документ предусматривает семь принципов этики государственной службы: служение государству и обществу, достойное поведение, добродетель, политическую нейтральность, прозрачность и подотчетность, добросовестность и лояльность. Именно соблюдение принципа лояльности и требует от чиновников воздержание от критики власти и ее представителей.
Соблюдать правила этического поведения чиновники должны даже в нерабочее время. «Служение государству и обществу предусматривает недопущение, в том числе вне государственной службы, действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего», — говорится в постановлении. В документе предусмотрено, что за нарушение правил госслужащие должны нести дисциплинарную ответственность. Она заключается в том числе и в освобождении чиновников от должности.
Молчание означает лояльность
Эксперты увидели в указанных нормах универсальный инструмент преследования инакомыслящих. «Это абсурд. В свободное от работы время человек имеет право делать то, что он хочет. Создается впечатление, что это инструмент давления на неугодных», — отметил директор Центра политических студий и аналитики, кандидат наук по государственному управлению Виктор Таран. По его словам, правила половинчаты, ведь в них не указывается, что чиновники подотчетны обществу, а лояльность к власти обусловлена молчанием.
«Фактически госслужащего, который не согласен с действиями своего руководителя, за слова, сказанные на пресс-конференции, или за пост в Facebook можно уволить. Это ненормально», — считает и медиаюрист Института развития региональной прессы Александр Бурмагин. Он объясняет, что термин «критика» в правительственном постановлении слишком размытый в формулировке, ведь критиковать можно как безосновательно, так и конструктивно с оценочными суждениями, которые базируются на фактах. «Это непропорциональное ограничение права человека на высказывание. Эта норма очень плохо выписана», — убежден Бурмагин.
Судов не избежать
Он отмечает, что кодекс этического поведения государственных служащих есть в других европейских странах, однако в отличие от украинского, нормы там подробно выписаны, чтобы исключить необоснованные судебные иски. Ведь в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) уже есть прецедентные дела, по которым приняты однозначные решения. Бармагин напоминает, в частности, о решении по делу «Вилле против Лихтенштейна» с 1999 года, когда высокопоставленного чиновника этого княжества уволили за критику конституционной реформы, которую власть пыталась ввести в его стране.
«Европейский суд тогда постановил, что это является нарушением статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (данная статья гарантирует право на свободу выражения. — прим.). Чиновник из Лихтенштейна тогда защитил свои права. У нас же получается, что госслужащий должен теперь молчать, потому что его могут преследовать «, — говорит медиаюрист. Он не исключает, что если из-за критики власти увольнять украинских госслужащих, они будут иметь высокие шансы на выигрыш дел в Европейском суде по правам человека.
ЕСПЧ, кстати, принял уже ряд решений в по таким делам, в которых, в частности, указал, что «вмешательство государства в осуществление свободы выражения мнения лицом, занимающим определенную должность, требует пристального внимания со стороны ЕСПЧ». Кроме того, суд пояснил, что «свобода выражения в том виде, как она воплощена в статье 10 Конвенции, ограничена рядом исключений, которые, однако, должны трактоваться в узких пределах, а необходимость каких-либо вмешательств должна быть убедительно подтверждена». При этом ЕСПЧ отметил, что в каждой подобной деле он будет уделять особое внимание должности, которую будет занимать заявитель, утверждению заявителя, контексту, в котором они делались, а также реакции на эти утверждения.
Без обсуждений
Возвращаясь к Украине, стоит отметить, что правила этического поведения госслужащих, утвержденные правительством, содержатся только на одной странице. «Учитывая даты принятия и обнародования документа, видно, что готовили в спешке и под конкретную дату, чтобы успеть отчитаться об этом в Верховной Раде во время отчета правительства. Это похоже на неудачный пиар», — говорит эксперт группы по реформированию публичной администрации реанимационного пакета реформ Николай Выговский. Он отмечает, что этот документ нужен для того, чтобы с 1 мая в Украине начал действовать новый закон о государственной службе, однако с экспертами правила этического поведения госслужащих представители Кабмина не обсуждали, хотя по всем другим документам ранее советовались.
Вместе с тем эксперт не видит больших проблем с тем, что этические правила госслужащих содержат запрет на критику власти. По его мнению, это распространенная практика «корпоративной культуры». «О диктатуре не идет. Методов давления на госслужащих и так хватает, в том числе через начисление или неначисления премий и надбавок, которые могут в несколько раз превышать зарплату», — указывает Николай Выговский.
В представительстве ЕС в Украине также одобрительно отзываются об инициативе, называя ее распространённой в европейских странах практикой.