Что мешает херсонскому судозаводу стать мировым лидером?
Херсонский судозавод впервые за полтора года загрузил свои мощности на сто процентов.
Благодаря лояльной ценовой политике (в результате сокращения стоимости услуг), все стапеля херсонского судозавода заняты заказами.
«У нас в работе два буксира (мы строим полнокомплектные) и около 20-ти судов в ремонте различной стадии. Если посмотреть на нашу акваторию, можно увидеть, что очень много судов, которые ожидают своей очереди для подъема на стапель», - сообщает Генеральный директор ООО «СМАРТ-МЕРИТАЙМ ГРУПП» Василий Федин
Но даже при таких взлетах существуют проблемы, которые тормозят судостроительный бизнес Херсонщины. Первой и основной преградой на пути к успеху, стала война на востоке Украины.
«Когда мы ведем переговоры с заказчиками, крупными и интересными, которые потенциально готовы сделать многомилионные заказы вопрос, который они задают в первую очередь - «Какова политическая ситуация в стране?».Часть заказчиков вообще отказываются сотрудничать с Украиной, мол, закончится война, потом и поговорим. Те заказчики, которые согласны на сотрудничество, требуют от предприятия гарантий.Все задают вопрос о том, какие гарантии, что мы, отправляя вам сумму в размере 20 миллионов долларов, а у вас через месяц не будет в Херсоне линии фронта?», - говорит Федин.
Все заказчики требуют либо государственных гарантий, либо гарантий от первоклассных европейских банков.
Второй, но немаловажной проблемой, гендиректор предприятия, называет слабое финансирование.
«Судостроительный мир работает по абсолютному принципу, будь то Китай, будь то Украина или Норвегия: заключается контракт с заказчиком, далее есть два варианта развития событий, если заказчик платит нам авансовые платежи мы должны выставить гарантию первоклассного европейского банка. Вариант два: заказчик выставляет аккредитив, мы должны кредит взять в Украине, построить судно, продать и кредит погасить», - констатирует Василий Федин.
И в первом и во втором случае Судостроительной отрасли необходим финансовый инструмент от Украинских банков, которые на данный момент кредитовать, не готовы. Европейские банки так же ограничили кредитные ставки до минимума, в связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины.
«Судостроительный завод, как никто другой на постсоветском пространстве, имеет опыт работы с иностранными заказчиками. Во времена СССР херсонский судозавод был единственным, кто строил суда на экспорт», - говорит Федин.
Но сейчас эта отрасль в Украине, из-за перечисленных факторов «летит под откос».
На мировой арене Норвегия считалась самым крупным экспортером судов, но их товар теперь не выгодно покупать по такой высокой цене, а у Китайцев, напротив, низкая цена, но качества нет.
«У нас был и есть этот уникальный шанс занять этот сегмент рынка, но тут вступает проблема о которой я хочу сказать. Ни одно правительство Украины за 24 года предметно не занималась вопросами судостроения. По прежнему в стране действует норма, когда ввоз оборудования облагается пошлиной и НДС. К чему это приводит? Нам приходиться добавлять сумму налогов (30%) в цену за товар, и мы сразу становимся не конкурентными», - говорит Василий Федин.
Он этот вопрос поднимал и в правительстве, но он с мертвой точки не движется.
«Пока мы будем давать цену на оборудование на 30% выше чем остальные, у нас шансов развить полнокомплектное судостроение в Украине - ноль», - утверждает Федин.
Что касается судоремонта, то тут в игру вступает география Херсонщины, и наличие морского и речного сообщения.
Турция, Россия, Кипр, Мальта, Европа и Голландия - судна именно этих стран являются заказчиками ремонта, так как швартуются в херсонском порту по тем или иным причинам (чаще всего импорт, экспорт).
Генеральный директор ООО «СМАРТ-МЕРИТАЙМ ГРУПП» считает, что отрасль судостроения будет продолжать катиться в никуда, пока на правительственном уровне не урегулируют налоговое законодательство и не сократят уровень коррупции
Но не взирая на это, Федин раскрывает секрет, что если ему все же удастся найти финансирование и ситуация на востоке не ухудшиться, херсонский судостроительный завод ждет крупный заказ от Норвежских компаний.
Ну, и напоследок, кадровый вопрос. Как известно судостроительный нуждается в профессионалах. Сейчас дефицит кадров на предприятии составляет 50 человек.
«Сегодня пришло судно в ремонт, а людей нет. Заработная плата средняя была за прошлый месяц 4 тысячи. За счет повышения цен заказчикам, мы подняли среднюю зарплату «корпусникам» до 8 тысяч гривен», - констатирует Федин.