Депутаты херсонского облсовета инициировали пилотный проект по сохранению школ
Согласно ЗУ «О среднем образовании», который стал логическим продолжением образовательной реформы, все общеобразовательные школы должны определиться с юридическим статусом (перепрофилированием в лицей, гимназию или прочее) и привести всю документацию в соответствие уже к 2023 году.
Реформа системы образования вопрос весьма щепетильный и требует особого внимания. Так, сегодня по инициативе председателя постоянной комиссии по вопросам развития человеческого капитала, межнациональных отношений, науки, культуры, физической культуры и спорта, образования и свободы слова и интеллектуальной собственности Херсонского облсовета Александра Спиваковского, состоялось выездное заседание.
Народные избранники посетили Херсонский УВК № 56, где им провели экскурсию по учебному заведению: продемонстрировали современную библиотеку, оснащенные аудитории и новенький спортзал.
Главным вопросом на повестке дня комиссии было обсуждение возможности внедрения в Херсонской области пилотного проекта “Три уровня образования под одной крышей”. Его суть заключается в детальном изучении и определении мощных трехуровневых образовательных учреждений, которые в итоге будут иметь право не “разрываться” на три юрлица (начальная, гимназия, лицей), а продолжать оказывать образовательные услуги как единая структура.
“Сейчас вокруг образовательной реформы возникает множество фейков и недопониманий. Родители выражают свое неодобрение и обеспокоенность данным процессом лишь потому, что не до конца понимают как будет происходить процедура реформирования. Так вот, отмечу, что в базовом законе об образовании, который мы приняли в 2017 предусмотрели важную норму. Согласно ей, территориальные общины сами принимают решение стоит ли “разрезать” учебное заведение на три уровня или нет”, 一 заметил председатель постоянной комиссии Александр Спиваковский.
Выступая с докладом начальница управления образования и науки ХОГА Татьяна Юшко отметила, что отбор образовательных учреждений для упомянутых целей должен проходить по основным критериям: от академических достижений учащихся до количества студентов.
“Давайте будем откровенны. Сегодня в селах полупустые школы, есть классы где обучается до 5 учеников. Дети не имеют должного общения со сверстниками. Сейчас поднимается вопрос о ликвидации данных учебных заведений, но мы обязаны создать такую образовательную базу, которая позволит детям получать знания, иметь интересы, достигать академических успехов, сдавать ВНО, поступать в ВУЗы…”, 一 отметила Юшко.
Со слов чиновницы, учащиеся сельских школ мало заинтересованы в сдаче ВНО, а результаты тех, кто все же решился на его прохождение едва ли преодолевают барьер в 120-140 баллов.
“Казалось бы, если в классе всего 5 учеников, которые получают гораздо больше внимания со стороны педагога, нежели учащиеся в классах до 30 человек, должны были бы демонстрировать высокие академические результаты. Но, на практике все в точности да наоборот”, 一 добавила Юшко.
С мыслью коллеги согласен и председатель профильной комиссии Александр Спиваковский, который видит конечной целью образовательной реформы 一 создание равного доступа украинских детей к получению образования, что закреплено в Конституции и является фундаментальной нормой для демократического общества. Более того, образовательный процесс должен быть не только познавательным но и интересным!
Представители территориальных громад и руководители образовательных учреждений Херсонщины также включились в дискуссию. Их основной месседж заключался в том, чтобы внести изменения в закон, которые позволят расширить полномочия на местах и дадут им возможность принимать решения относительно образовательной сети в своей громаде. Также звучало предложение снизить минимальный порог, дающий право создавать лицеи в населенных пунктах до 30 тысяч жителей (вместо 50-ти).
По результатам дискуссии было принято единогласное решение взять проект выводов и рекомендаций, который был вынесен на обсуждение Комиссии, за основу. Доработать документ планируют в ближайшие дни.
В итоге, решение по данному вопросу может стать основанием для обращения к Верховной Раде и Кабмину, которое позволит сделать Херсонщину пилотным проектом по созданию качественной образовательной сети, учитывающей интересы громад, детей и учителей.
Присутствовавший на заседании Комиссии глава облсовета Александр Самойленко также поддержал предложение Комиссии.