Децентрализация под лупой: анализ плюсов и минусов для объединенных общин
14.04.2016
1658
Объединение общин необходимое для концентрации человеческих, инфраструктурных, земельных ресурсов, чтобы новая административная единица стала более мощной и способной. Жить в такой общине для человека означает очень простые вещи — жить в селе с тем же комфортом, что и в городе, или лучше, пользоваться транспортом, медицинскими услугами, иметь качественное образование, доступ к административных, бытовых услуг и тому подобное.
Но логично, что этого лаконичного объяснения недостаточно для того, чтобы понять, каким это загадочным образом несколько довольно бедных сельсоветов вдруг станут богаче.
Другой частый вопрос звучит так: допустим, более зажиточным селам можно и объединиться, но кто согласится присоединить к себе бедные и отсталые деревни, поселки и хутора?
В этой статье мы попробуем разобраться с этими и другими вопросами, связанными с выгодами, преимуществами, а также не обойдем стороной и некоторые проблемы, возникающие на этом пути.
Итак:
Какие выгоды получат общины непосредственно после объединения?
• Бюджеты объединенных общин переводятся на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, поскольку они урівнюються в полномочиях с городами областного значения. Эти общины уже не будут зависеть ни от района, ни от города, ни от области. Финансирование станет двухуровневым, прямым: от государства — непосредственно общине.
• В 2016 году из государственного бюджета объединенным территориальным общинам на развитие инфраструктуры предусмотрено специальную субвенцию в размере 1 млрд. гривен. Чтобы упростить процесс получения этих средств для общин, Минрегион разработал и утвердил форму заявки, а ранее предложил типовую структуру плана социально-экономического развития, необходимого для получения субвенции. Эти средства распределились между 159 объединенными общинами по четкой формуле в зависимости от количества сельского населения и площади общины.
• Объединенным общинам передаются функции государственно архитектурно-строительной инспекции — важные функции, связанные с вводом в эксплуатацию объектов строительства. Как ожидается, это значительно упростит соответствующие процедуры, даст стимул демографическом, экономическом, инфраструктурном развитии.
• В ближайшее время ожидается (но пока еще окончательно не принято законодательно), что громада будет распоряжаться землями в новых границах: в Верховную Раду Украины подан законопроект №4355 от 31.03.2016. В нем речь идет о передаче в управление объединенным территориальным общинам и общинам, которые пока еще не объединились, земель, находящихся в границах и вне границ населенных пунктов, что обеспечит право общин на управление собственными ресурсами. Его принятие будет способствовать укреплению материальной и финансовой основы местного самоуправления, более качественному и обоснованному планированию развития территорий. Важно и то, что формирование доходной части бюджета, что базируется на суммах платы за землю, будет прозрачным и понятным.
• Уже сегодня при установлении арендной платы за землю община может пересмотреть ставку и привести ее в соответствие с общегосударственного уровня с выгодой для бюджета.
• Если речь идет о присоединении сельских общин до города с образованием так называемого муниципалитета, то очевидны преимущества уже построенной, готовой городской инфраструктуры и управленческих возможностей. Городским общинам это тоже выгодно из причин, приведенных выше.
• В этот момент внимание многих международных донорских проектов приковано к объединенных общин. Им предложено разную помощь — от консультаций и обучения актива и должностных лиц в конкретных сумм помощи на различные проекты: центры предоставления административных услуг, инфраструктурные проекты, энергосбережение и тому подобное. В Украину с конкретными целями помочь объединенным территориальным общинам поступило несколько десятков миллионов евро, и этим грех не воспользоваться прямо сейчас.
Проанализировав эти преимущества, сможем найти ответы на часто задаваемые вопросы относительно того, почему совершенно «не смертельно» присоединять бедные общины. Земля и люди — настоящее богатство, а если воспользоваться возможностью восстановления инфраструктуры, то ситуация с бедностью и отсталостью может в ближайшей перспективе измениться, потому укрупнятися стратегически выгодно. Почему? Ответ прост: те общины, которые смогли привлечь к объединению большее количество территорий и людей, проживающих на них, имеют лучший бюджет, потому что в нем остается 60 % налога на доходы физических лиц. Как правило, те общины, что имеют около пяти тысяч населения, уже не требуют дотаций. Но для того, чтобы развиваться, этого не достаточно, надо наращивать потенциал и быть еще большими.
Следующий аргумент. Один миллиард субвенций на инфраструктуру (дороги, освещение, газификация, транспортное сообщение и прочее) распределятся пропорционально в зависимости от площади и количества населения, а не от экономической состоятельности тех или иных населенных пунктов.
И еще один штрих относительно присоединения бедных общин: это в Европе уже на их этапе развития главная цель децентрализации — развитие экономической состоятельности. В Украине объединения общин создает пока что предпосылки для дальнейшего развития экономики, и этим базисом является развитие инфраструктуры, которая не возможна без земли, территорий, населения.
Но логично, что этого лаконичного объяснения недостаточно для того, чтобы понять, каким это загадочным образом несколько довольно бедных сельсоветов вдруг станут богаче.
Другой частый вопрос звучит так: допустим, более зажиточным селам можно и объединиться, но кто согласится присоединить к себе бедные и отсталые деревни, поселки и хутора?
В этой статье мы попробуем разобраться с этими и другими вопросами, связанными с выгодами, преимуществами, а также не обойдем стороной и некоторые проблемы, возникающие на этом пути.
Итак:
Какие выгоды получат общины непосредственно после объединения?
• Бюджеты объединенных общин переводятся на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом, поскольку они урівнюються в полномочиях с городами областного значения. Эти общины уже не будут зависеть ни от района, ни от города, ни от области. Финансирование станет двухуровневым, прямым: от государства — непосредственно общине.
• В 2016 году из государственного бюджета объединенным территориальным общинам на развитие инфраструктуры предусмотрено специальную субвенцию в размере 1 млрд. гривен. Чтобы упростить процесс получения этих средств для общин, Минрегион разработал и утвердил форму заявки, а ранее предложил типовую структуру плана социально-экономического развития, необходимого для получения субвенции. Эти средства распределились между 159 объединенными общинами по четкой формуле в зависимости от количества сельского населения и площади общины.
• Объединенным общинам передаются функции государственно архитектурно-строительной инспекции — важные функции, связанные с вводом в эксплуатацию объектов строительства. Как ожидается, это значительно упростит соответствующие процедуры, даст стимул демографическом, экономическом, инфраструктурном развитии.
• В ближайшее время ожидается (но пока еще окончательно не принято законодательно), что громада будет распоряжаться землями в новых границах: в Верховную Раду Украины подан законопроект №4355 от 31.03.2016. В нем речь идет о передаче в управление объединенным территориальным общинам и общинам, которые пока еще не объединились, земель, находящихся в границах и вне границ населенных пунктов, что обеспечит право общин на управление собственными ресурсами. Его принятие будет способствовать укреплению материальной и финансовой основы местного самоуправления, более качественному и обоснованному планированию развития территорий. Важно и то, что формирование доходной части бюджета, что базируется на суммах платы за землю, будет прозрачным и понятным.
• Уже сегодня при установлении арендной платы за землю община может пересмотреть ставку и привести ее в соответствие с общегосударственного уровня с выгодой для бюджета.
• Если речь идет о присоединении сельских общин до города с образованием так называемого муниципалитета, то очевидны преимущества уже построенной, готовой городской инфраструктуры и управленческих возможностей. Городским общинам это тоже выгодно из причин, приведенных выше.
• В этот момент внимание многих международных донорских проектов приковано к объединенных общин. Им предложено разную помощь — от консультаций и обучения актива и должностных лиц в конкретных сумм помощи на различные проекты: центры предоставления административных услуг, инфраструктурные проекты, энергосбережение и тому подобное. В Украину с конкретными целями помочь объединенным территориальным общинам поступило несколько десятков миллионов евро, и этим грех не воспользоваться прямо сейчас.
Проанализировав эти преимущества, сможем найти ответы на часто задаваемые вопросы относительно того, почему совершенно «не смертельно» присоединять бедные общины. Земля и люди — настоящее богатство, а если воспользоваться возможностью восстановления инфраструктуры, то ситуация с бедностью и отсталостью может в ближайшей перспективе измениться, потому укрупнятися стратегически выгодно. Почему? Ответ прост: те общины, которые смогли привлечь к объединению большее количество территорий и людей, проживающих на них, имеют лучший бюджет, потому что в нем остается 60 % налога на доходы физических лиц. Как правило, те общины, что имеют около пяти тысяч населения, уже не требуют дотаций. Но для того, чтобы развиваться, этого не достаточно, надо наращивать потенциал и быть еще большими.
Следующий аргумент. Один миллиард субвенций на инфраструктуру (дороги, освещение, газификация, транспортное сообщение и прочее) распределятся пропорционально в зависимости от площади и количества населения, а не от экономической состоятельности тех или иных населенных пунктов.
И еще один штрих относительно присоединения бедных общин: это в Европе уже на их этапе развития главная цель децентрализации — развитие экономической состоятельности. В Украине объединения общин создает пока что предпосылки для дальнейшего развития экономики, и этим базисом является развитие инфраструктуры, которая не возможна без земли, территорий, населения.
Какие новые финансовые возможности общин объединенных и не только?
Из каких источников формируются местные бюджеты? Это, во-первых, трансферты (дотации, субвенции) из центра; во-вторых, закрепленные доходы со ставкой, установленной государством, прежде всего НДФЛ; в-третьих, местные налоги, ставки которых устанавливает местная община опосредованно через раду, которую она выбрала.
Это теперь, но так было не всегда.
Появились местные налоги.
Чрезвычайно интересной является история финансовой децентрализации. До 2001 года, еще при Кучме, регионы на 100 % зависели от Киева. Не имея собственных доходов, местная власть вынуждена была нести большие расходы на образование, медицину.
Бюджетный дефицит перекрывался за счет трансфертов из центра, по принципу лояльности к центральной власти. Но в 2001 году произошли существенные, можно сказать революционные, изменения в Бюджетный кодекс, которые были приняты парламентом. Итак, ручную схему распределения бюджетных средств было возбуждено, потому что согласно новому кодексу 50 % средств распределялись по специальной формуле. Но все равно местная власть не имела возможности устанавливать местные налоги, которые могли бы оставлять у себя на собственные нужды.
Только в 2015 году состоялся второй этап реформы межбюджетных отношений. На местах появились:
1) акциз с розничной продажи с регулируемой ставкой от 2% до 5%;
2) налог на недвижимость от 2 % от минимальной зарплаты за метр квадратный, правда квартиры до 60 кв. м и дома до 120 кв. м. не будут облагаться налогом. В 2016 году верхняя граница ставки налога повысилась до 3 %;
3) возможность регулировать ставку платы за землю.
В совокупности это дало дополнительно около 20 % местных бюджетов. Несколько лет назад это был ноль.
Правда, местные бюджеты стали передавать на государственный уровень 25 % единого налога, который ранее на 100 % зачислявся в местные бюджеты. Однако доходная часть местных бюджетов существенно возросла.
Из каких источников формируются местные бюджеты? Это, во-первых, трансферты (дотации, субвенции) из центра; во-вторых, закрепленные доходы со ставкой, установленной государством, прежде всего НДФЛ; в-третьих, местные налоги, ставки которых устанавливает местная община опосредованно через раду, которую она выбрала.
Это теперь, но так было не всегда.
Появились местные налоги.
Чрезвычайно интересной является история финансовой децентрализации. До 2001 года, еще при Кучме, регионы на 100 % зависели от Киева. Не имея собственных доходов, местная власть вынуждена была нести большие расходы на образование, медицину.
Бюджетный дефицит перекрывался за счет трансфертов из центра, по принципу лояльности к центральной власти. Но в 2001 году произошли существенные, можно сказать революционные, изменения в Бюджетный кодекс, которые были приняты парламентом. Итак, ручную схему распределения бюджетных средств было возбуждено, потому что согласно новому кодексу 50 % средств распределялись по специальной формуле. Но все равно местная власть не имела возможности устанавливать местные налоги, которые могли бы оставлять у себя на собственные нужды.
Только в 2015 году состоялся второй этап реформы межбюджетных отношений. На местах появились:
1) акциз с розничной продажи с регулируемой ставкой от 2% до 5%;
2) налог на недвижимость от 2 % от минимальной зарплаты за метр квадратный, правда квартиры до 60 кв. м и дома до 120 кв. м. не будут облагаться налогом. В 2016 году верхняя граница ставки налога повысилась до 3 %;
3) возможность регулировать ставку платы за землю.
В совокупности это дало дополнительно около 20 % местных бюджетов. Несколько лет назад это был ноль.
Правда, местные бюджеты стали передавать на государственный уровень 25 % единого налога, который ранее на 100 % зачислявся в местные бюджеты. Однако доходная часть местных бюджетов существенно возросла.
Собственные ресурсы местных бюджетов выросли почти в три раза, в целом объем финансовых ресурсов увеличился почти на 15 %, что в номинальных цифрах составило 34,1 млрд гривен. Возросли объемы финансирования образования (13 %) и здравоохранения (12 %).
Трансферты из центра стали более эффективными.
Ранее принципы бюджетного выравнивания не стимулировали местную власть к экономическому развитию. К 2015 году правительство компенсировало бюджетные разрывы стопроцентно, поэтому в депрессивных регионов не было никакой мотивации сокращать расходы, потому что все равно с Киева придут деньги, которых не хватает. С другой стороны, в тех городов, которым удавалось зарабатывать больше, чем тратить, избыток забирали в центральный бюджет, а оттуда он шел на дотации «бедным» регионам.
«Кто кого кормит» стало лейтмотивом для политических спекуляций, которые не способствовали единству страны.
Отныне трансфертная политика реализуется таким образом. Экономисты посчитали среднюю доходную способность по стране. Кто не в состоянии достичь этого среднего показателя — получает лишь 80 % от бюджетного разрыва, что стимулирует их работать лучше. Эффективные же регионы не отдают весь избыток в центральный бюджет, а лишь его половину, что является также стимулом для развития. Эта система является гораздо более экономически стимулирующим, чем предыдущая, что дало свои результаты, начиная с 2015 года.
Но на этом пути были и драматические моменты. Достижения без жертв невозможны. В результате реформы межбюджетных отношений и налоговой реформы доходы от общенациональных налогов снизились, перед правительством встал вопрос усиления поддержки пенсионного фонда и соцстраха. Затраты, которые постоянно росли, на оборону и на обслуживание внешних долгов дополняют картину.
Поэтому правительство (в частности Министерство финансов) пытался дать задних ход реформе, представив проект бюджета на 2016 год, о котором председатель Верховной Рады Владимир Гройсман высказался так: «Я считаю, что в проекте бюджета на следующий год — не децентрализация, а разрушение децентрализации».
В конце концов, децентрализацию отстояли, Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления предложил бюджетному комитету доработать закон о бюджете на 2016 год с учетом требований децентрализации. Проект закона был доработан и принят.
В итоге, бюджет-2016 — это стрессовый бюджет для государства, хотя и дал новые шансы самоуправлению.
Что делать с этими знаниями, простым жителям общин? Понять, что у местных руководителей
Трансферты из центра стали более эффективными.
Ранее принципы бюджетного выравнивания не стимулировали местную власть к экономическому развитию. К 2015 году правительство компенсировало бюджетные разрывы стопроцентно, поэтому в депрессивных регионов не было никакой мотивации сокращать расходы, потому что все равно с Киева придут деньги, которых не хватает. С другой стороны, в тех городов, которым удавалось зарабатывать больше, чем тратить, избыток забирали в центральный бюджет, а оттуда он шел на дотации «бедным» регионам.
«Кто кого кормит» стало лейтмотивом для политических спекуляций, которые не способствовали единству страны.
Отныне трансфертная политика реализуется таким образом. Экономисты посчитали среднюю доходную способность по стране. Кто не в состоянии достичь этого среднего показателя — получает лишь 80 % от бюджетного разрыва, что стимулирует их работать лучше. Эффективные же регионы не отдают весь избыток в центральный бюджет, а лишь его половину, что является также стимулом для развития. Эта система является гораздо более экономически стимулирующим, чем предыдущая, что дало свои результаты, начиная с 2015 года.
Но на этом пути были и драматические моменты. Достижения без жертв невозможны. В результате реформы межбюджетных отношений и налоговой реформы доходы от общенациональных налогов снизились, перед правительством встал вопрос усиления поддержки пенсионного фонда и соцстраха. Затраты, которые постоянно росли, на оборону и на обслуживание внешних долгов дополняют картину.
Поэтому правительство (в частности Министерство финансов) пытался дать задних ход реформе, представив проект бюджета на 2016 год, о котором председатель Верховной Рады Владимир Гройсман высказался так: «Я считаю, что в проекте бюджета на следующий год — не децентрализация, а разрушение децентрализации».
В конце концов, децентрализацию отстояли, Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления предложил бюджетному комитету доработать закон о бюджете на 2016 год с учетом требований децентрализации. Проект закона был доработан и принят.
В итоге, бюджет-2016 — это стрессовый бюджет для государства, хотя и дал новые шансы самоуправлению.
Что делать с этими знаниями, простым жителям общин? Понять, что у местных руководителей
Источник:
agropolit.com
Новости дня
Как выбрать ювелирные изделия для ребенка?
06.11.2024
Секрети вибору жіночих кросівок
17.09.2024
Мощь и проходимость: квадроциклы 600 кубов
28.08.2024
Что такое Эфириум: суть проекта
07.08.2024
Читайте еще
Как правильно выбрать сердечные витамины для собак: советы ветеринара
Выбор сердечных витаминов для собак — задача, требующая определенных знаний, так как состояние сердца является одним из ключевых факторов, влияющих на общее здоровье питомца. Специальные добавки помогают поддерживать сердечно-сосудистую систему, улучшают кровообращение...
22.11.2024
285
Какой лучше выбрать термос для походных условий
Одна из простых радостей, доступных каждому туристу в походе – насладиться чашечкой горячего чая или кофе. Естественно никому не охота тратить свое время на возню с походной печкой или на разжигание костра,...
15.11.2024
938
Заправка и восстановление картриджей с гарантией
Услуга заправки и восстановления картриджей для принтера и МФУ в Киеве интересует многих. Качественная заправка картриджа в Киеве гарантирована здесь. Есть возможность вызвать мастера на дом или в офис. Также доступна экспресс...
13.11.2024
1103
Как выбрать ювелирные изделия для ребенка?
Выбор ювелирных изделий для детей — это не только вопрос стиля, но и заботы о безопасности и комфорте маленького владельца. Правильные украшения, отмечают в ювелирном магазине Poli Jewelry, могут стать отличным подарком...
06.11.2024
1633