Добрые дела делаются полулегально?
26 марта в пресс-клубе газеты «Новый день» состоялась презентация-круглый стол, на котором представили материалы опроса экспертов со стороны власти, бизнеса, общественности и науки по вопросам развития электронного управления в городе и районах. Это, если говорить языком журналистских клише.
На самом деле, собрались несколько представителей разных отраслей и обсудили возможность электронного правительства. В частности, присутствовали руководитель соц. исследований Валентина Ивановски и глава ХГГО «Розвиток» Анна Парфёнова в качестве председателей, а также директор ООО «Вин», предприниматель Вадим Рудомёткин. И пригласили, к примеру, начальника управления коммунальной собственности Мкртича Мкртчяна, дабы тот рассказал, как на самом деле важно, чтобы общественность имела свободный доступ к информации, что распространяется лишь в узких кругах исполнительной власти.
Рассказал он в том числе и о том, что процесс передачи информации от высших чиновников к низшим — жутко долгий. Пока информация дойдёт до пресс-службы пройти может до пяти дней (согласно закону), а дабы достать необходимую информацию, требуется послать запрос, который, в свою очередь, проделает не менее долгий путь.
Собственно, Мкртич Самвелович предложил, в шутку, «обойти действующие законы» в угоду обществу, а также сделал ударение на том, что «добрые дела исполнительные органы вынуждены делать полулегально». Кроме того, была высказана проблема размещения документов на «облачных» хранилищах данных — таких, что лежат на распределённых серверах, предоставленных третьими сторонами. Проблема, собственно, в безопасности хранения, ведь данный сервис не может обеспечить высокий уровень зашифрованности — «безопасность при хранении и пересылке данных является одним из основных вопросов при работе с облаком, особенно в отношении конфиденциальных, приватных данных». Именно поэтому, даже при сотрудничестве с Google, о котором упомянул Мкртчян, подобный проект всё равно сходит на нет.
Ко всему прочему, следует учесть, что безопасность государственных документов гарантируется законом. Прозвучало предложение: «Да давайте мы, предприниматели, скинемся на сервер и поставим его хоть в ОГА!» — но так тоже не выходит в силу ряда причин.
Кроме того, Мкртчян вместе с коллегой презентовали текущий результат сотрудничества с Google: вывод в сервисе «Карты» всех зданий бюджетных, коммерческих организаций и мест бесплатного пользования на территории города. Весьма удобно, в пару кликов мышкой можно просмотреть достаточно подробную информацию о любой организации в городе в удобном формате в любое время, в частности, контакты и контактные лица, точный адрес, род деятельности и тому прочее. К этому списку прилагаются фотографии и сферические фотопанорамы практически каждого такого объекта (база пополняется).
Кроме того, прозвучало предложение маркировать эти здания QR-кодами (аналог штрих-кода, позволяющий при помощи смартфона считать и перевести закодированную в нём информацию в текст — прим.авт.) для удобства как горожан, так и туристов, так и самих чиновников и депутатов.
Коды могут вмещать объёмный текст, а потому в них предлагается зашифровывать подробную информацию о самом здании, часах работы,, приёма и так далее.
Само понятие «электронного правительства» для нас вряд ли что-то новое, однако от того не менее утопичное. Идея отказа от бюрократии и бумажной волокиты хороша, но её внедрение — кропотливый, ресурсо- и энергоёмкий, затратный по финансам труд.
Потянем ли западные стандарты?