Есть такая работа: продавец питьевой воды
Пока в нашем городе только обсуждается реализация проекта «Безопасная вода для Херсона», немало жителей продолжает покупать воду на разлив. Люди настороженно относятся к Н2О, текущей из кранов в квартирах, а потому ежедневно несут из киосков по нескольку баклажек – для питья, приготовления пищи и детского питания.
Но что мы достоверно знаем о воде, которую реализуют в киосках? Ведь она, если пить ее постоянно, определяет качество нашей жизни. Вопросов много, и часть из них прояснилась в ходе беседы журналиста Kherson.net.ua с продавцом питьевой воды на разлив. По просьбе собеседницы ее настоящее имя мы не афишируем.
- Надежда, невооруженным глазом видно, что условия труда на вашей должности незавидные. Что вас привело на работу в киоск по продаже воды?
- Были обстоятельства, которые заставили. Не от хорошей жизни в преклонном возрасте идешь работать в сырость и холод. Одеваешь на себя за смену все что есть, грелку берешь. На некоторых точках хозяин разрешает использовать масляный обогреватель, и то скрепя сердце. Но ничего, за семь лет привыкла. Одна из моих коллег посчитала, что работает так уже около 20 лет…
- Часто ли покупатели интересуются, что за воду вы продаете?
- Спрашивают. Некоторые даже имеют приборы для определения жесткости воды. Говорят, наша островская вода самая мягкая по городу. Был период, когда хозяин возил воду из Олешковского района, та еще лучше. Но это было недолго – из-за дороговизны бензина стало невыгодно.
- Когда в Николаеве не так давно была вспышка гепатита А, один из пострадавших на социальном ток-шоу объявил: покупная вода с возбудителем заболевания на деле была водопроводная. Вы можете гарантировать, что на вашей точке - без такого обмана?
- Могу. Моя сотрудница даже ездила с водителем на Остров смотреть, откуда берут эту воду. Там, кстати, охраняемая территория, все нужным образом оборудовано, установлен счетчик.
- Кстати, о водителе. Бывает, к киоску подъезжает работник, ну очень грязный сам, да и шланг чистотой не блещет. Вы с санкнижкой работаете?
- Да, но в наши дни это вряд ли гарантия добропорядочности. Санкнижку можно заиметь и «липовую», и купить ее не проблема. Далее. Когда водитель подает шланг, я обязана помыть под струей проточной воды три метра - те, что войдут в бак. Каждую новую партию воды шофер привозит с бумагой, где указан состав воды. Дата каждый раз выставлена разная.
- Вижу у вас объявление: срок хранения воды в машине 6 часов, в киоске – 24 часа. Неужели это соблюдается?
- Нет. Мы продаем содержимое бака, а это около 1,5 тонн, скажем, за 3-4 дня. Понятно, что сроки не соблюдаются. Вода, случается, пахнет илом, болотом. Бывает с примесями днепровской воды. Всем рекомендую кипячение. Также нельзя хранить воду в пластике, это вредно. А еще надо обязательно следить за чистотой тары.
- Надежда, а как часто моется бак?
- На нашей точке есть правило мыть его содой и марганцовкой раз в 10 дней летом, и раз в месяц в холодное время года. Данные заносим в журнал учета. Как все это соблюдают в других местах – не знаю, то на их совести.
- Что скажете о так называемых "акваматах"? Вы бы стали там покупать воду?
- Нет, я брезгливая. Бак, который там внутри установлен, помыть невозможно.
- Один из хозяев точки по разливу воды как-то сказал мне, что в целях фильтрации пропускает ее через несколько слоев марли!
- У нас фильтр для удаления примесей и песка. Продадим 20 тысяч литров – меняем его. Когда фильтр вытаскиваешь – он от ржавчины коричневый: труба, по которой вода из земли поступает на поверхность, все равно металлическая.
- Как оплачивается ваш труд?
- Больной вопрос. Получается 60-70 гривен за смену. В месяц, если работать с напарницей, выходит около тысячи. Это смешные деньги. Но хозяин больше платить не будет – его бизнес сложно назвать уж очень прибыльным, учитывая все статьи расходов и непредвиденные поломки.
- Ну хоть какой-то плюс в вашей работе есть?
- (Усмехается). Спокойствие…
- Спасибо за беседу.
Фото иллюстративное