Генеральный директор Smart Maritime Group Василий Федин: Украина одна из трех стран в Европе, где до сих пор нет экспортно-кредитного агентства

01.03.2019
3206
Генеральный директор Smart Maritime Group Василий Федин: Украина одна из трех стран в Европе, где до сих пор нет экспортно-кредитного агентства

Судостроение – одна из традиционных для Украины еще  с советских времен отраслей машиностроения. Кроме важности как отрасль с высокой добавленной стоимостью, судостроение – еще и рынок сбыта для отечественной металлургии. Несмотря на то, что масштабы отрасли несопоставимы с советскими, говорить о смерти украинского судостроения преждевременно.

О состоянии отрасли, поиске иностранных заказчиков несмотря на военное время, проблеме оттока кадров и непростых взаимоотношениях с силовиками Українські Новини поговорили с генеральным директором крупнейшей отечественной судостроительной компании Smart Maritime Group Василием Фединым. 

Какие планы Smart Maritime Group на 2019 год? Удалось ли вам сформировать портфель заказов? 

К счастью, за прошлый год мы увеличили наши объемы производства в 2 раза. Мы приложили для этого колоссальные усилия. Если в прошлом мы сделали 600 млн гривен выручки, то в этом мы себе поставили амбициозную цель увеличить его еще на 200 млн гривен. Я сейчас говорю о Херсонской и Николаевской площадках компании. Сегодня у нас в работе есть два заказа для голландцев, также мы изготовили металлоконструкции для чана сгустителя (это огромная металлоконструкция) для Южного горно-обогатительного комбината. В ситуации, когда мы проигрываем в конкуренции мировым производителям, мы рассматриваем все возможности для заработка денег и обеспечения трудового коллектива работой. У нас есть хорошие наработки, чтобы в этом году подписать до 3 контрактов с европейскими заказчиками. Многие пункты договоров уже оговорены, осталось обсудить детали и 3 контракта будут в работе.

Из какой страны заказчики?

Все 3 заказчика из Голландии.

Имеется ввиду заказы на судоремонт?

Нет, это судостроение. Судоремонт у нас тоже есть, но в нем есть определенные особенности. Дело в том, что в ремонт мы берем только те суда, которые приходят в порты Херсона или Николаева. Туда очень редко заходят голландские суда. Если посмотреть на Черноморский бассейн, то половина судов - российские или оффшорные, связанные с российскими заказчиками,  еще половина – турецкие и очень-очень незначительная доля это украинский заказчик. А поскольку мы расположены на Днепре с допустимой осадкой для верфи 6,8 метров, то не можем принять крупные морские суда. В этом проблема, поскольку Голландия, Испания, Германия оперируют или крупнотоннажным флотом либо судами река-море, которые к нам просто не дойдут. Сейчас мы как раз строим суда река-море для голландцев.

В прошлом году был принят закон "О поддержке отечественного судостроения", стало ли вам от этого легче работать?

Этот проект закона написали мы. По просьбе народных депутатов из Радикальной партии. К чести, депутатов, они взяли закон, доработали и только благодаря этому, он был принят. Если посмотреть влияние этого закона, то там всего один пункт. Мы увеличиваем режим переработки с одного года до двух. Однако это кардинально не решит наш вопрос с объемом производства. Это решит вопрос судоремонта и строительства судов, срок которого превышает один год. Процедурно да, нам стало проще. Однако одним из существенных механизмов который бы создал реальные условия для прорыва в отрасли украинского судостроения (и не только) является запуск экспортно-кредитного агентства. То, о чем мы говорим очень давно. В 2016 Президент подписал закон и за это время абсолютно ничего не сделано. Вообще ничего. Три страны в Европе, которые не имеют ЭКА – Молдова, Албания и Украина. С ЭКА украинское машиностроение могло бы производить гораздо больше.

Какие финансовые показатели Smart Maritime Group в этом году? Вам удалось выйти в прибыль?

Прибыль у нас безусловно есть. В целом налогов и сборов мы заплатили 65 млн гривен за прошлый год. Херсон, к сожалению, за последние годы демонстрирует не очень хорошую динамику. Заводы закрываются, а мы работаем и вносим вклад в экономику нашего города.

Ранее у вас были проблемы с правоохранителями? Как обстоят дела сейчас?

Мы продолжаем ощущать пристальное внимание, но это связано не с экономикой, а с политикой, Не секрет, что бенефициаром нашей компании является оппозиционный политик Вадим Новинский. За последние несколько лет у нас проведено 7 обысков на работе и два у меня дома. Ситуация граничит с комичной: когда человек приходит в мой кабинет и задает вопрос: "А что это за бумаги в углу?", я отвечаю: "Это в позапрошлый обыск вы свалили их в углу". Ничего криминально они естественно не нашли. Поверьте, если бы нашли этому бы была дана максимальная огласка. А так - заурядный для наших реалий инструмент политического давления.

Это когда последний раз прошел обыск?

Год назад. После этого суды… Надеюсь на какие-то изменения…

Вы существенно ощущаете дефицит кадров на ваших верфях?

- Это огромная проблема, но мы с ней столкнулись гораздо раньше, чем все остальные. Потому что квалифицированные сварщики еще 5 лет назад уезжали работать заграницу. От металлургов люди начали ехать только сейчас. Мы испытываем эту проблему уже давно, поэтому уже немножко к этому адаптировались, понимаем, что для того, чтобы люди не уезжали мы должны платить где-то 80% от заработной платы Польши, Чехии.  Квалифицированным работникам мы платим.

Вы не теряете при этом рентабельность?

Если мы не будем платить достойную зарплату, у нас не будет вообще ничего. Заказов просто не будет, ведь верфь — это прежде всего люди. У нас квалифицированные сварщики, сборщики сегодня получают в пределах 1 тыс. долларов. Их немного, но они есть. В Польше они будут получать где-то полторы тысячи. Но если они будут работать в Германии, Франции, Финляндии – это 3,5 тыс. евро, и тут, конечно, мы уже не конкуренты.

У вас есть планы по инвестициям на этот год?

Естественно. В этом году мы планируем большую программу по приобретению сварочного оборудования, покупке новых порезочных машин, покрасочного оборудования. В целом это около 1 млн долларов. Глобально проблема лежит не в плоскости инвестиций, глобальная проблема лежит в возможности привлекать контракты. Это сегодня вопрос №1. Можно найти и инвестиции и обеспечить достойные зарплаты – были бы заказы. А здесь с 2014 года у нас большие проблемы. Не горят заказчики желанием…

Из-за войны?

Тут есть несколько факторов. Первый и самый главный, вы правы, это война. Я приезжаю, например, в Голландию или Норвегию. Те заказы, которые мы получаем, мы получаем только потому, что с этими заказчиками мы работаем около 13 лет. Они нас знают. Приезжаю я в любую другую компанию. Вопрос: "Откуда вы?", я говорю: "Из Украины". И сразу: война, коррупция… Больше о нас не знают ничего. Министерства наши, экономики, иностранных дел ничего не делают в этом вопросе. Они это сами признают. И вот результат. Полгода назад я встречался с одной ведущей голландской компанией. Они ничего не понимают, что у нас в Украине происходит. Они мне говорят: "Василий, Вы бы разместили заказ в Сомали? И мы не хотим". Они приезжали ко мне на завод в 2015 году и все время оглядывались. Я их спросил почему. Они говорят: "Нам рассказывали у вас тут автоматчики по улицам бегают, танки ездят". Они боятся. Они разместят заказ, вложат деньги. А тут война, выборы или еще что-то и они потеряют деньги. Если мы хотим развивать страну, надо перенимать опыт других стран. А они предоставляют госгарантии.

Источник: ukranews.com

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
449
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
878
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
1039
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
1861
Вверх