Как эффективно использовать общественное пространство, что такое «народная архитектура» и дизайн-код города… Об этом и не только рассказал херсонский архитектор Андрей Луцик.
В рамках проекта «Как интегрировать Херсон в Европу?» следующим гостем «Херсонских вестей» стал архитектор, общественный деятель, а также работник Департамента градостроительства и землепользования Андрей Луцик.После окончания Харьковского университета, Андрей работает по специальности. Стоит добавить, что конструированием зданий парень занимается с детства, т.к. его отец также является архитектором. Сейчас Луцик активно занимается общественной деятельностью, проектированием публичного пространства, является одним из организаторов и спикеров «Первого урбанистического форума» в Херсоне.
На этот раз речь пойдет об эффективном планировании общественного пространства, а также о том, как лучше избежать зданий или конструкций в стиле «народная архитектура».
«ХВ»: В херсонском обществе часто слышим формулировки: разрушить и построить заново. Эти слова применяются касательно объектов, которые, мягко говоря, не радуют глаз. Как думаешь, что все-таки стоить разрушить, а что оставить?
Андрей: На самом деле, так никто ничего и не разрушил. Если, например, вспомнить, на Таврическом стояли полуразрушенные многоэтажки советского времени… их же не разрушили, а, наоборот, достроили. Разрушить и построить гораздо дороже, чем заняться просто реконструкцией здания. Как правило, разрушает в нашей стране не человек, а природа, т.к. здание может десятилетиями просто стоять.
Я бы ничего не сносил, т.к. любой построенный объект, даже уже в полуразрушенном состоянии, можно использовать. Существует такое слово как ревитализация, например, когда разрушенный завод, руины жилого дома можно использовать как невероятный объект искусства или место, где можно проводить различные инсталляции и выставки. Руина – эстетичны. Тут главное подход: все можно перепланировать, переконструировать, т.е. максимально эффективно использовать уже имеющееся пространство.
«ХВ»: Тебе известен пример успешного использования заброшенного здания. Если не в Херсоне, то в Украине или Европе?
Андрей: Арсенал в Киеве. Заброшенный промышленный объект оборудовали под арт-пространство. Сейчас что-то подобное происходит и в Харькове: реорганизовываются заброшенные объекты прошлого столетия.
На самом деле и в Херсоне такое тоже есть. На Краснофлотской была промышленная зона. Там, если помните, проводиться фестиваль Terra Futura. Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад доступ в эту выставочную зону был свободен. Единственное что, подобное арт-действие не было зафиксировано официально.
Допустим, на заводе ХБК может вместиться несколько парков равных зеленым зонам в центре Херсона. И подобных объектов в городе под реорганизацию огромное количество. И важно понимать, что земля под этими объектами может стоять дороже, чем само, собственно, здание. Сейчас промышленные объекты не требуют таких масштабов, как раньше.
Происходит оптимизация и усовершенствование оборудования, следовательно, масштабов ХБК для полноценного производства уже не нужно. Проблема промышленных зон в городе, это не только херсонская проблема. Через это проходило и проходит множество городов.
«ХВ»: На одной из Стратегических сессий ты представил проект, в котором был прописан пункт касательно единых требований к объектам благоустройства, т.е. дизайн-кодов города. Расскажи, что это за проект?
Андрей: Начну с дизайн-кодов города. Это технология, как упорядочить объекты внешней эстетики города, среди которых наружная реклама, вывески, названия улиц, т.е. любая информация, расположенная на стенах города. Грубо говоря, благодаря таким кодам в населенном пункте четко регламентировано, что можно, а что нельзя вещать, допустим, на исторические здания или просто на фасады домов.
О том, каким должен быть дизайн код той же рекламы, заботиться должны не только работники горисполкома, но и общественность, т.к. именно нам, жителям города, каждый день с этим сталкивать и на это смотреть и т.д.
Тут уже стоит говорить о информационной работе с общественностью. Не стоит «всех собак» вешать на городскую власть. У жителя города также должно быть ответственность и понимание, что благоустройство зависит, собственно, и от него. Во Львове, который на сегодня становится примером для множества украинских городов, изменения как раз и начались после активной работы с общественностью. Но скажу одно, херсонцам не обязательно что-то копировать, мы можем придумать свое. У нас хватает творческого потенциала.
«ХВ»: Насколько может оказаться затратным процесс унификации объектов благоустройства?
Андрей: Не могу назвать конкретные цифры, но точно скажу – процесс будет затратным. Скорее всего, предпринимателям будут выдвигаться единые требования касательно оформления того или иного объекта. Регулировать этот процесс будут соответствующие департаменты и успешно функционирующий Общественный инспектор. А предприниматели в свою очередь должны согласиться с этими требованиями, пойти на определенные жертвы и финансовые растраты. Допустим, во Львове городская администрация бесплатно разработала проект вывесок для предпринимателей.
«ХВ»: «Перестройка по-херсонски». Как ты это видишь и видишь ли по европейскому образцу?
Андрей: Понимаю, о чем идет речь. Но этот процесс происходит не только в Херсоне, а по всей Украине. Тут стоит говорить, как о позитивных примерах, так и об «архитектурных коллапсах». Да, мы можем посмотреть на лучшие образцы европейской архитектуры, перенести это на бумагу и стараться воплотить такие проекты в городе. Но по факту, получим не такой результат, как ожидали. А почему? А потому что архитектор не участвует или его не приглашают на момент строительства здания. Вот и выходит, что работники делают на свой лад, а владелец «европейского» здания экономит на материалах.
В Херсоне, в какой объект не ткни, на бумаге он выглядел красиво или почти красиво. Архитектор проект сдал, город утвердил. А далее уже застройщик этот эскиз реализовывает как ему угодно, экономя как на рабочей силе, так и на материалах. И это проблема: архитектор не борется за свой проект в момент строительства и не проводит работу с заказчиком.
В Европах и цивилизациях проходят культурные мероприятия практически каждый день, ну или раз в неделю точно. Проводят такие тренинги и форкшопы архитектурные сообщества. У нас, к большому сожалению, нет такой организации. Херсонская архитектурная общественность не хочет бросаться идеями. Ну а это, сами понимаете, развитие города также тормозит.
«ХВ»: Какие архитектурные объекты, на твой взгляд, наш город украшают?
Андрей: Особенность наших людей в том, что все красивое делается для себя и за высоким забором. И если постараться и провести исследование, полетать на дроне, позаглядывать за высокую ограду, то красивые дома можно найти и в большом количестве.
Есть в Херсоне такой замечательный дизайнер, как Семен Храмцов, и мне очень нравиться его выражение – «народная архитектура», т.е. кто как умел, так и сделал или сконструировал. Поэтому и получается то, что у нас каждый себе строитель, каждый себе Наполеон.
«ХВ»: Андрей, ты занимаешь активную позицию касательно эффективного использования публичного пространства. В прошлом и этому году примером публичного пространства, вокруг которого собирается масса людей, стало Лебединое озеро. Да и недавно был Первый урбанистический форум, где были представлены варианты того, как озера можно преобразовать. Расскажи о самых интересных.
Андрей: Проекты были абсолютно разные и очень интересные. Свое виденье, как же преобразовать Лебединое озеро, представляли даже те, кто не имеет никакого отношения к архитектуре.
Меня поразил проект батюшки, который предложил «обсуждаемый вариант». Он считает, что озеро должно быть естественным, т.е. использовать глину в качестве натурального гидроизолирующего вещества. Далее там можно воссоздать экосистему и разводить рыбу. Такое развлечение даже можно сделать платным. Это скорее всего и самый безумный проект.
Было интересное предложение и от парня, не помню его имени, сделать в озере английский лабиринт, т.е. лабиринт из садов и расположить там макет города. Допустим, ребята-дизайнеры считают, что в озере можно оборудовать скейт площадки, беговые дорожки вокруг озера или специальные приспособления для роллеров и велосипедистов. Были и безумные ландшафтные идеи, различные инсталляции.
Из всех этих проектов можно реализовать то, что есть на сегодня – кинозал, но при этом расширить и добавить искусства. Разукрасить стены озера, сделать арт-площадку и постепенно усовершенствовать или добавлять элементы. На сегодня это реально и не так дорого, как предыдущие предложения.
«ХВ»: Как ты считаешь, архитектура Херсона «гостеприимна»? Способна ли задержать туриста?
Андрей: У всякого здания есть своя цель. Не все архитектурные объекты в Херсоне направлены на то, чтобы поражать. Да в Херсоне мы не найдем домов в стиле Гауди, но и у нас есть красивые здания. Еще мне кажется, что для того, чтобы задержать туриста в Херсоне, нужно просто создать благоприятную атмосферу для отдыха нашего гостя.
Также очень важно не лепить на исторические здания пластиковые элементы или детали. Иногда даже лучше поставить «стеклянную коробку», чем возводить безвкусное здание в стиле «псевдоклассицизм». Представьте, что на скульптуру, каждая деталь которой отточена, вылеплена, прикрепили кусок из дешевого пластика или просто произвели некачественную работу, не позаботились о классических пропорциях. Естественно, такая
историческая ценность будет испорчена. Так и со зданиями: если на строение эпохи конструктивизма налепить рюшек, то получится Киевский торт.
Добавлю, что нам просто стоит заботиться о нашем городе и любить то, что у нас есть.
Беседовала Юлия Соломахина