Херсонский режиссер Сергей Павлюк: "Это наш агитационный фронт..."

25.08.2015
3768
Херсонский режиссер Сергей Павлюк: "Это наш агитационный фронт..."

Лето в разгаре, и сезон в Театре на Подоле откроется только в середине сентября, но творческий состав не отдыхает, а активно работает. Сейчас проходят репетиции спектакля (по пьесе Татьяны Иващенко "Заказываю любовь"), над которым совместно работают киевляне и херсонский режиссер Сергей Павлюк. Хотя место работы молодого режиссера - Херсонский драмтеатр им. М. Кулиша, его имя известно в пространстве отечественного театра. Он ставит не только в родном театре, но и во многих театрах Украины и за рубежом.

На сегодня творчество С. Павлюка насчитывает более 55 спектаклей, большинство из которых отмечены наградами престижных театральных фестивалей и расположением критиков и зрителей.

Вообще, Сергей Павлюк считается самым среди украинских режиссеров, он работает быстро, упорно и плодотворно. Любой его спектакль настолько полон художественной фантазией, что режиссерских выдумок из него хватило бы еще на несколько! Очень интересно наблюдать за его образным мышлением, разгадывать изобретательные сценические кодирования, удивляться метафоричности построения сюжета ... В перерыве между репетициями в Театре на Подоле «День» встретился с режиссером Сергеем Павлюком и поговорил о его художественных приоритетах и жизненных ориентирах. 

- Постановка в киевском театре - для вас, определенным образом, старт в столичном пространстве. Хотя есть опыт совместного проекта Херсонского театра им. М. Кулиша с Национальным театром им. И. Франко (спектакль «Не плачьте за мной никогда» М. Матиос), однако Театр на Подоле - ваш дебют в столице. И все же, Киев для вас город знакомый, вы учились в Университете культуры. Чем вас привлекла пьеса Татьяны Иващенко, о чем будет спектакль?

- Я уже достаточно хорошо знаю этого драматурга, потому что на сцене Херсонского театра им. М. Кулиша осуществил постановки двух ее пьес - спектаклей «Идзанами» и «Ролевые игры». Во время фестиваля «Мельпомена Таврии» проходили драматургические читки, актеры нашего театра прочитали пьесу Иващенко «Заказываю любовь». Я слушал, и меня зацепила ее основная тема - одиночество... Вокруг столько людей, а ты все равно чувствуешь себя одиноким! А тут еще и над одинокой женщиной откровенно издеваются. Особенно меня поразил финал... А сколько разных вариантов одиночества существует, думаю, всем людям это понятно, потому что каждый в своем измерении переживает это чувство. Вспоминаю, как когда-то, чтобы избавиться от вынужденного одиночества, записывал на диктофон свой голос и потом сам себе звонил, придумывал такой виртуальный диалог с самим собой... Ребенком что-то придумывал, когда меня не пускали на улицу, стихи писал, песни пел, творил собственный мир. Это состояние внутреннего одиночества, кстати, может и сформировало мой поезд к профессии - ну, это как один из вариантов объяснения. Даже в сценографии спектакля я хотел бы подчеркнуть сосуществование реального и вымышленного мира, объемные декорации будут иметь свое рисованное продолжение.

- Вы делаете сценографию многих своих спектаклей, так будет и в киевской постановке?

- Нет, здесь сценографами будут известные художники - Сергей и Наталья Рыдванецкая. С ними я начал свою работу после окончания университета десять лет назад - поставил первый спектакль «Дума о братьях Неазовских» Лины Костенко в Черкасском театре им. Т. Шевченко. Кстати, он до сих пор живет в репертуаре Черкасс. Это был мой дебют, который принес первую награду на Тернопольском фестивале. Этот материал привлек мое внимание прежде всего тем, что главным героем там был гетман Павлюк, это мой какой-то пра-пра-пра-прадед. Поэтому я начал работать над «Думой ...», сначала это была курсовая работа на II курсе, а потом уже полноценнае представление. Все свои работы, которые считаю удачными, создал именно с Рыдванецкими - мне импонирует их эстетика, художественная образность, высокий профессионализм и, конечно, их человеческие качества, чрезвычайные. Мы говорим на одном языке искусства, о них я смело могу сказать: в спектакле они - творцы, а я помогаю. Поэтому и пригласил к сотрудничеству в новый спектакль этих талантливых художников, моих единомышленников.

- Интересно, каким образом вы выбрали для себя режиссуру?

- Никогда не думал заниматься театром. Работал столяром, потом охранником в Университете культуры, надо было кормить семью, у меня уже был первый ребенок... Но мне повезло, что с такими данными я поступил на режиссуру, в стационар, без всяких взяток! Это, вероятно, единственный случай в нашем университете, чтобы охранник попал на режиссуру. Чудесные годы обучения, у нас была практика в киевских театрах, видел как репетирует Григорий Гладий (Канада), когда он ставил с франковцами «Истерию» по пьесе Т. Джонсона с Богданом Ступкой в ​​роли Фрейда, это был невероятный творческий процесс! Пересмотрел все спектакли Театра на левом берегу Днепра, для меня коллектив основавший Е. Митницкий, вообще стал меккой театрального искусства! Какой интересный режиссер Эдуард Маркович, как умеет работать с актерами, сценически считывать материал Университет закончил с отличием. Очень благодарен моему педагогу Нине Гусаковой. До сих пор стараюсь показывать ей свои представления, слушаю ее советы и замечания. Почему именно театр выбрал? Не знаю... В семье никто не имеет отношения к искусству, в детстве в самодеятельности участвовал, как все дети. На свирели сам выучился играть, даже выступал. Ах да, мой дед Иван родился 27 марта (Международный день театра), разве это не знак, что мне надо заниматься театром? А еще 27 марта жена Татьяна подарила мне сына, значит, все правильно!

- После такого удачного старта вам предложили работать в Черкасском театре?

- Нет, к сожалению. Год я скитался. Но может, так и надо, как устоишь, не выпадут из обоймы, то останешься в профессии. Немного поработал в шоу-бизнесе, в команде певицы Тины Кароль, но понял, что это совсем не мое. Затем Владимир Петров, директор и художественный руководитель Ровенского театра, видел мою «Думу...», пригласил на постановку. Я захотел ставить «Сад Гефсиманский» по Багряному, но мы остановились на «Очень простой истории» М. Ладо. Там же поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира, и все пошло-покатилось... После этого полгода обзванивал разные театры, предлагал идеи, но никто не отзывался... было очень трудно, ни работы, ни денег. И вдруг в моей жизни появился Александр Книга. Звонок в Херсонский театр был последним, потому что отчаялся. И вдруг услышал: «Да, солнышко, слушаю тебя...» Я подумал, что ошибся номером. Но нет, это уже потом узнал, что господин Книга так обращается к людям. Он продолжил: «Не трать деньги, я завтра буду в Киеве, встретимся в 12...» Я пришел и неожиданно увидел чрезвычайно положительного, красивого мужчину. Мы познакомились, и Александр Андреевич предложил приехать в театр. 25 декабря я был в Херсоне. Господин Книга меня, как говорят, встретил-обогрел, я посмотрел спектакли из репертуара, и в феврале уже приехал на постановку, которой в театре открылась сцена театра-кафе. А через полгода мы с семьей переехали в Херсон, и я с хорошего благословения Александра Андреевича Книги начал работать в Театре им. М. Кулиша. Уже девятый год.

- В вашем творчестве большое количество спектаклей, у вас такая потребность много работать? Множество творческих идей?

- Мне страшно остановиться. Когда у меня возникает пауза между представлениями, месяц, два, у меня уже паника - все, я ничего не умею, теряю квалификацию! Пока работаю, общаюсь с актерами, то фонтанирует идеями, и большая загрузка, тем больше у меня возникает чего интересного. Созданная на базе нашего театра, после «Режиссерская лаборатории», «Актерское мастерская», дает реальные результаты в виде новых неожиданных актерских работ. Здесь происходит шлифовка мастерства, я предлагаю актерам работать в жанре моноспектакля, когда спектакль значит, оно должно зрителей, если нет - это просто учебный процесс.

- Среди такого большого количества постановок о которых можете сказать, что гордитесь ими?

- Это «Дума о Братьях Неазовских» в Черкассах, «Вий» в Коломыйском театре. «Страшная месть» в Херсоне, «Маруся Чурай» в Николаевском украинском театре, «Калигула» в Киеве. Вот именно в них сходилось все - материал, мое внутреннее состояние, мое рвение, все, что окружало, актерское желание выполнять все, придуманное мной. Я не знаю, как происходит рождение спектакля, бывает, что я прихожу к актерам и не знаю, что им скажу, и вдруг в процессе будто открывается какая-то занавеска в воображении - и приходит решение. Я - как определенный портал, через который что-то транслируется. Не знаю, когда и занавеска снова «откроется», но спокойно жду, уверен, что это произойдет. - Каким одним словом вы можете обозначить свой режиссерский метод? - Поиск. У меня нет своего постоянного стиля, метода, я в постоянном поиске. Мне интересно найти драматургическую задачу и решить ее по-режиссерски. Иногда даже для себя не могу объяснить, почему возникает то или иное решение. Сознательно работаю только с единственным исполнителем, «выжимает» из актера максимально то, на что он способен, всегда стараюсь, чтобы в спектакле создался ансамбль. В Херсонском театре у меня образовалось круг актеров, о которых говорю - это мой «тыл», и я могу положиться на них полностью. Убежден, если они на сцене - спектакль родится.

- В Херсонском театре всегда существовал вопрос двуязычия, так как Херсон больше русскоязычный, и вообще, почему-то считается, что для привлечения зрителей лучше играть на русском. Благодаря усилиям Александра Книги и вашей сугубо национальной позиции режиссера, речь спектаклей основном стала украинской. И это никак не сказывается на заинтересованности зрителей, у вас всегда полные залы. Какие, по вашему мнению, приоритеты сегодня должны быть в театре?

- Когда я только пришел, здесь царил в основном русский язык. Надо принимать во внимание, что в Херсоне только один театр и нам надо удовлетворять художественные потребности всех зрителей. Навязывать здесь только какой-то один язык мне представляется некорректным, главное то, над чем мы работаем, чтобы выходил красивый сценический продукт, зритель бы оценил. Поэтому, несмотря на приоритет украинского языка, идут спектакли и на русском. Как по мне, в театре вопрос языка - не самое главное, а основополагающий момент - это качество представления, его художественная ценность, идеальное сочетание режиссерского и сценографического замысла с актерским исполнением. Это - реальный приоритет в театре, и не только в нашем.

- Херсон - пограничная территория, интересно, какие ваши наблюдения как человека творческого за течением жизни херсонцев, какие у них общественные настроения, предпочтения? Как вы чувствуете, под защитой ли здесь граница с точки зрения эстетического, интеллектуального восприятия действительности?

- В Херсоне много национальных этносов, но этот край, бесспорно, украинский. На каком бы языке разговаривали херсонцы, они чувствуют себя украинцами. Когда в нашей стране начались общественные проблемы, а именно - в Донецке, Луганске, Крыму, Херсон очень близко был к тому, чтобы и здесь возникли какие-то недоразумения, но херсонцы твердо стали на проукраинские позиции и без колебаний заявили: «Мы - Украина». И это произвело впечатление. Когда только приехал и ходил по городу в вышиванке и шароварах, люди только удивлялись, теперь же вышиванки для всех стали привычным, а для кого-то и любимым национальной одеждой. Итак, процесс движется в верном направлении. Херсонщина - удивительный край. Мой брат хорошо сказал: «Не забывай, что ты живешь на пространстве вольностей казачьих». С древности, еще до основателя города Потемкина, здесь была Казацкая Сечь, Олешковские пески. Время идет, а дух казацкий никуда не исчезает, то заложено в поколениях людей генетически, это ощущение вольности, уверенности в себе, уважения к себе и родного края. Херсон оказался пограничным городом для Украины. Это боль и большое испытание. Сейчас Херсон с ним достойно справляется.

- Сегодня, в сложное время противостояния (аннексия Крыма, война на востоке), деятели искусства тоже демонстрируют свою гражданскую позицию...

- Театр, к счастью, был и остается одним из основных центров духовности в нашем городе. Сюда ходят люди, несмотря на общественные проблемы, конфликты, повышение цен, потому что здесь могут отдохнуть душой и получить ответы на важные для себя вопросы. И мы предлагаем представления на любой вкус - от трагедии до комедии, от форме к большой постановки, от классики до концерта, и все на высоком профессиональном уровне. Сейчас театр - это наш агитационный фронт. А победа будет за Украиной. Мой вклад в защиту Родины - это мое творчество, и хотя совести страдает от того, что я не на фронте с автоматом, понимаю, что больше смогу сделать, внушая патриотический дух у зрителей своими спектаклями. Поэтому не случайно в нашем репертуаре появилась спектакль «Дом на границе». Когда прочитал пьесу С. Мрожека, понял, что должен поставить это именно сейчас. Ситуация сильна своими ассоциациями. К дому, в котором все мирно живут, приходят и говорят, что из-за него прокладывают границу. Абсурд! Но людям, которые в этом оказались, надо как-то выжить, приспособиться, найти себя. В моем спектакле нет положительных или отрицательных героев, а просто люди времени предыдущего и настоящего. В юности, когда слышал о восстании или беспорядки в каких-то странах, противостояние власти и народа, удивлялся, но и не думал, что такое будет происходить и у на ... Поэтому сейчас художник имеет своим произведением правильно задать вопрос, а зрители найдут ответ.

День

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
278
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
707
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
865
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
1681
Вверх