Херсонцам на заметку: самые популярные схемы отъема денег с банковских карт
Чтобы украсть деньги с вашей банковской карты, мошенники идут двумя путями: техническим (накладки на банкоматы, поддельные страницы интернет-банка, дубликаты сим-карты, на которую приходят пароли, и т.д.) и психологическим. В этом случае клиент верит всему, что ему говорят по телефону, и сам называет все личные данные, либо сам перечисляет свои деньги на указанный мошенниками счет. Вот о втором виде мошенничества поговорим подробнее.
Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает свое имущество мошеннику.
В случае, когда клиент сам перечислил деньги мошенникам, банк не компенсирует эту потерю. Единственный выход — заявление в милицию и ожидание чуда в поимке преступника.
Схема 1 — ожидание перевода денег на карту.
Вы собираете деньги на что-либо или ждете перевод за покупку в интернете — вы уже под прицелом. Мошенник звонит на мобильный и говорит, что готов перечислить деньги на карту. Но деньги будут перечисляться с текущего счета фирмы и сделать это нужно срочно, потому что завтра будет поздно, так как директор фирмы поедет в отпуск/конец месяца/бухгалтер не сможет сделать платеж. После этого в телефонном режиме клиента «подводят» к банкомату и помогают своими руками отдать свои сбережения.
Важно помнить: для перевода денег на карту требуется только номер карты. Всё. Если вам звонят с просьбой подойти к банкомату и совершить какие-то действия, продиктовать пароли в SMS или назвать три цифры на обороте карты — это мошенники. И как бы уверенно вас не убеждали в трубку, что это необходимо для получения денег, что это служба безопасности банка или бухгалтерия требует подтверждения счета — кладите трубку. Это сохранит средства на вашей карте.
Схема 2 — выигрыш чего-либо (зачастую авто) и оплата налогов
«Счастливчики» получают радостную весть и идут на сайт, который указан в SMS , видят свой номер мобильного среди «победителей» и бегут к терминалу банка, чтобы уплатить налог (1% от стоимости), после оплаты которого они могут забрать авто или его денежный эквивалент. Еще раз — оплатить налог. На банковскую карту физического лица. Своими руками.
После того, как «будущий владелец Шевроле Круз» не только попадает на 1% (который он сам перечисляет неизвестно куда), банковскую карточку полностью очищают, получив доступ к ней с помощью манипуляций «операторов». Зачастую клиент тут же по телефону диктует полученные от банка SMS-пароли и остается без всех имеющихся на карте денег. Важно помнить: никто за все это время не получил авто, все, кто шел “платить налоги” за внезапно свалившийся щедрый подарок, всегда оставались без денег.
Схема 3 — “Мама, я попал в беду, срочно нужны деньги”
Внезапный звонок, зачастую ночью, паника в голосе, тревожная история о попавшем в беду отпрыске — и обеспокоенный родитель отправляется к ближайшему терминалу или банкомату, под диктовку нажимая кнопки и передавая все свои сбережения мошенникам. Важно помнить: эта схема живет и процветает годами, потому что всегда находятся доверчивые и неподкованные в финансовой грамотности люди. Расскажите об этом своим родителям, бабушкам и дедушкам. Звоните им периодически и не заставляйте волноваться.
Схема 4 — Звонок из “банка” под веским предлогом
Важно помнить: банк при звонке никогда не спрашивает персональные данные клиента. Если вам звонят и просят назвать SMS-пароль, cvv-код или любые другие данные, знайте — у вас собираются украсть деньги. Основные приемы, на которые продолжают попадаться доверчивые клиенты:
1. Повышение кредитного лимита. Неизвестный, представляется сотрудником банка и предлагает продлить действие кредитной карты или повысить кредитный лимит. Получив согласие, сообщает, что для осуществления необходимой операции ему нужны номер карточки, срок ее действия и CVV-код. Сообщив эти реквизиты, человек получает SMS-сообщение с паролем доступа, который, не задумываясь, диктует мошеннику. Через несколько минут на мобильный приходит SMS из банка, однако на этот раз, о снятии с денег со счета.
2. Блокирование карточки из-за военных действий на Востоке либо под предлогом якобы ее взлома. Неизвестный представляется сотрудником банка и сообщает, что в связи с военными действиями на востоке нужно обновить/подтвердить данные, иначе карта будет заблокирована. Дальше все идет по отработанному сценарию. Перепуганный клиент выдает персональную информацию, включая секретные пароли из SMS, и в результате остается с “пустыми карманами”.
3. Ошибочное пополнение мобильного телефона. Клиент банка получает SMS о пополнении счета мобильного телефона от неизвестного. Через некоторое время ему звонит девушка и сообщает, что ошибочно пополнила его счет. Девушка подсказывает, какие кнопки нужно нажать на мобильном телефоне, чтобы вернуть ей деньги, что доверчивый клиент и делает. Спустя некоторое время, мобильный владельца оказывается заблокированным, а через систему интернет-банкинга с его карточки сняты средства.
Эти и многие другие уловки работают по одной простой схеме — убедить клиента в необходимости самостоятельно совершить ряд действий и добровольно расстаться со своими деньгами. Для того, чтобы не остаться без копейки, всегда помните одно главное правило — никому и никогда не передавайте свои персональные данные, как бы убедительно ни звучал собеседник. Банк никогда не спрашивает ваши данные, это делают только мошенники.
Обязательные меры предосторожности:
1. Храните ПИН-код, логин и пароль от интернет-банкинга в недоступном для посторонних людей месте и никому их не называйте.
2. Никогда не записывайте ПИН-код на пластиковой карточке.
3. Никогда не предоставляйте информацию о своих картах третьим лицам, даже если они обращаются к вам, якобы, от имени банка.
4. Будьте бдительны, если вам приходят SMS неизвестного авторства с просьбой отправить полученный код или странный набор команд на другой номер — это мошенничество.
5. При оплате покупок в Интернете будьте осторожны и не сообщайте персональные данные. Если вы часто осуществляете покупки в Интернете, откройте специальную Интернет-карту с ограниченным лимитом.
6. Не публикуйте в Интернете номер карты вместе с номером своего финансового телефона (это номер, который привязан к карте и на который приходят все пароли). Мошенникам не составляет труда делать дубликаты телефонных номеров, которые не привязаны к контракту.
7. При любых подозрительных операциях звоните в банк и блокируйте свою карту.
Будьте внимательны!