Художник Олег Сагайдак работал капитаном на яхте петра Порошенко

22.11.2017
3828
Художник Олег Сагайдак работал капитаном на яхте петра Порошенко

67-летний художник Олег Сагайдак из Новой Каховки на Херсонщине живёт один в трёхкомнатной квартире на Днепровском проспекте — главной улице города. Встречает в белой футболке и белых штанах. Приглашает в большую комнату, сам идёт на кухню заварить кофе.

В зале стоят диван, журнальный столик и деревянное кресло-качалка. На подставке — большой телевизор. На всех стенах висят картины художника. Приходит с кофе, угощает. Садится в кресло.

— Родители приехали на строительство Каховской ГЭС в 1951 году, когда мне было полгода, — рассказывает, попивая кофе. —Папа работал художником, мастерской служил вагончик, где мы жили первое время. Потом дали комнату на две семьи на ул. Пушкина. А далее в доме в этом дворе дали отдельную комнату немного побольше. Тут родился младший брат Юлик, сюда к отцу приходил кинорежиссёр Александр Довженко.

Олег Сагайдак допускает, что его отец Юрий Иванович познакомился с Довженко ещё до войны. Отца дважды приглашали в Киев на форумы молодых поэтов. В 1951 года Александр Довженко ехал в Каховку собирать материалы о строительстве ГЭС, заехал в Запорожье, где когда-то жили Сагайдаки. Встретился с Юрием Ивановичем и сагитировал его поехать в Каховку на мизерную зарплату.

— Довженко мне запомнился в чёрном костюме, в шляпе, — продолжает Олег Юрьевич. — Ходил с палкой, которую ему кто-то привёз из Китая. Ручка была сделана в виде головы дракона. Все костюмы у него были импортные, качественные. С отцом они разговаривали исключительно по-украински. Голос у него сильный, энергичный. Александр Петрович всегда умел держать себя. Сразу было видно, что это — великий артист и великий человек. Меня родители в детстве почему-то называли Аликом. А ему это не нравилось. Он даже вставил в сценарий «Поэмы о море» персонажа — разбалованного мальчика Алика, генеральского сынка, которого никто не слушался. Наверное, в его жизни был такой прототип. Но это не обо мне, я не был разбалован, потому что у нас дома ничего не было. Одна табуретка, которую сделала мама. Несколько раз приезжали на 2,-3 дня его жена Юлия Солнцева. Припоминаю, как-то приехала на «Победе» с водителем в вельветовом светло-коричневом костюме. Это меня впечатлило больше всего — личный водитель и костюм.

На стенах комнаты Сагайдака — 25 его картин: акварели, станковая живопись, графика.

— Эти картины я рисовал со старинных гравюр, — показывает рукой на свои работы — «Взятие Кызы-Кермена» и «Киев 1702 года». — А портрет Шевченка писал по рисункам Тараса Григорьевича. Кстати, в заслании он брал участие в строительстве двух шхун. А потом плавал на них по Аральскому морю и делал картографи. И описи берегов для навигации.

Сколько картин написали за жизнь? — интересуюсь.

— 283, — быстро отвечает Сагайдак, а потом смеётся. — Шучу. Может, пару сотен есть. Имел несколько персональных выставок в Новой Каховке. Предлагали зарабатывать в Киеве. Но не позволили финансовые трудности. Андрей Чебикин (президент Национальной академии искусств Украины — ред.) этого хотел. Говорил, что у меня достаточно высокий уровень. Самую дорогую картину продал за 1500 евро киевлянину. А за вот этот пейзаж мне предлагали 7 гривен. Я удивился: «А почему так?» — «Нам сказали, что вы продаёте по 10 гривен». Чебикин говорил, чтобы я своего «Козака с трубкой» ни в коем случае не продавал. Такого плана работы в Германии стоят до 50 тысяч евро.

Яхтсменом Олег Сагайдак стал в зрелом возрасте. Его крёстным отцом в парусном деле был покойный врач-хирург Юрий Штамм. Они жили в одном доме.

— Юрий Вольдемарович был влюблен в парусную дело с детства, хотя родился и вырос в Ташкенте. В 1988 году я создавал в Новой Каховке яхт-клуб. Мы вместе строили первые яхты - деревянную и армоцементную. С ним ходили по Днепру и Черному морю в Одессу. Удалось осуществить 4 похода вокруг Крыма.

— В СССР не мог стать капитаном, — Олег Юрьевич разглаживает усы. — Хотел закончить Херсонское морское училище, но уже имел высшее образование — после художественно-графического факультета Одесского педуниверситета. Поэтому мог преподавать в мореходке, но учиться в ней — нет. А вот во времена независимой Украины сдал экзамены на капитана парусной яхты. Затем окончил в Одессе курсы для капитанов моторных яхт.

Последние годы Сагайдак работал по приглашениям на чартерных яхтах. Ходит по Средиземному морю - в Хорватию, Грецию, Италию, Испанию. Приглашают киевские турфирмы.

Много ли платят капитану яхты?

— Это относительно, — улыбается Сагайдак. — Капитаны считают, немного. Вот проходят на яхту, например, 8 человек, которые никогда не были в море. Необходимо, чтобы никто голову не разбил, не вывалился за борт, не утонул. Это только со стороны яхта красиво выглядит. Палуба не стоит на месте, ее целую неделю качает. Люди теряют равновесие, ориентацию, болеют морской болезнью. Нужно день и ночь все контролировать, быть для всех няней.

В 2006 году в Одессе Олега наняли на новую яхту итальянского производства «Apriamare Maestro-65», чтобы перегнать ее в Киев.

— Думал, это неделю-две, а проработал 4 месяца, — скрещивает руки на груди. — Оказалось, что яхта принадлежит народному депутату Петру Порошенко. Когда он впервые пришел, я сразу понял, что это владелец. Спрашиваю: «Вы хозяин?» — «Да». — «Ну, тогда проходите». Он несколько раз был на яхте с друзьями и семьей. Вели себя очень прилично и скромно. Как-то даже был посол Швеции. Я их катал возле Одессы. Мы общались с Петром Алексеевичем только по производственным вопросам. Он сказал, что до этого у него был только моторная лодка «Прогресс». Вот на нем дребезжал в Киеве по Днепру. А это уже по статусу ему предстояло купить яхту. Хотя особой необходимости не имел. Из-за занятости только иногда вырывался из столицы на 4-5 часов.

Порошенко обещал мне даже дать комнату, чтобы я остался в Киеве. Я подумал, что сидеть на заводе и раз в две недели выходить на несколько часов поплавать под Киевом. Меня это не очень привлекало, романтики мало. Петр Алексеевич был недоволен, что я увольняюсь. Но я не жалею, что ушел от него.

Сагайдак был дважды женат. Обе жены своего времени выехали на работу за границу и не вернулись.

Дочь Ольга окончила пединститут, преподает английский язык, живет в Павлограде, вышла замуж за шахтера. Имеет девочку. Сын Святослав серьезно болен, сейчас лечится.

— Эту модель яхты сделал мой брат, а попугай и коты ее поломали, — показывает на макет шхуны на телевизоре. — 5-летняя внучка тоже играла. Двери в комнатах не могу покрасить, потому что после всех художеств не терплю резкие запахи. Художественные краски ядовиты, а некоторые даже радиоактивные. Причем самые яркие краски наиболее опасны — содержат стронций, кадмий и др. От таких картин исходит постоянное излучение.

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
1173
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
1496
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
1753
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
2485
Вверх