Игорь Колыхаев: первые результаты аудита, или Чем занимался городской голова три месяца
Игорь Колыхаев принял присягу городского головы Херсона 27 ноября 2020 года. В этот же день первым документом, который он подписал, стало распоряжение про временную приостановку выдачи паспортов привязки для желающих установить МАФы на территории города. Как результат: волна негодований накрыла нового руководителя сразу же вслед за поздравлениями. А дальше было еще интереснее – впервые в истории Херсона руководитель города отказался от получения всяческих надбавок к зарплате, премий, любой материальной помощи и т.д. А свою ставку Колыхаев неизменно передает на благотворительность. Но и это еще не все. К Новому году новоизбранный мэр сделал родному городу очередной подарок – купил современные праздничные декорации, установив их перед зданием городского совета. Благодаря этому Херсон получил свою заслуженную порцию внимания как от самих горожан, так и гостей города – пофотографироваться на фоне ярких инсталляций люди приходили сотнями каждый вечер. Разумеется, все купленные украшения Колыхаев передал на баланс города.
Чуть больше трех месяцев Игорь Колыхаев управляет городом. Какими стали для него первые 100 рабочих дней; как работается новому мэру и главное – чего ждать горожанам, городской голова рассказал сам.
–То, как Вы себе представляли работу мэра, сильно ли отличается от того, какой она оказалась по факту? Совпали ли, так сказать, ожидания с реальностью?
Сложно сказать (улыбается). Когда я шел на выборы, мы с командой прорабатывали каждый шаг своей стратегии. Однако, как оказалось, не знали РЕАЛЬНОГО положения дел в городе. Мы брали за основу цифры по бюджету и другим направлениям из открытых источников и публичных отчетов чиновников, а в итоге оказалось, что все их доклады – обычное замыливание глаз. На самом деле, херсонские дела оказались куда печальнее, чем я надеялся. Для меня это означает только одно: работать надо еще больше, а команда нужна еще сильнее.
– За три месяца работы Вы потеряли одного зама – Владислава Кондратова. Почему так произошло?
Влад возглавлял одно из самых сложных направлений городского хозяйства, сердце города – ЖКХ. Мы не киваем на предшественников, но и не говорить о них будет несправедливо. Нам достался город практически без техники, рабочих, и с предприятиями, дышащими на ладан. Как бы там ни было, но зимой мы очень старались, чтобы горожане меньше ощущали на себе погодный дискомфорт. Был «прокол», когда мы оказались бессильны: убрали город от снега, посыпали улицы смесью, а через час пошел дождь со снегом, тут же ударил мороз и похоронил все старания коммунальщиков подо льдом. Сделали выводы, исправили ошибки, переформатировались, но… было очень неприятно, что подвели горожан. Владислав Андреевич – хороший исполнитель, опытный чиновник, но тот груз обязанностей, которым щедро одаривает должность зама по ЖКХ, выдержать, действительно, сложно. И я благодарен, если человек честно может в этом признаться. Я желаю Владу удачи, а наша команда идет дальше.
– Перед выборами Вам прочили полную несовместимость с новым депутатским корпусом, мол, Колыхаеву не удастся выстроить отношения с такой разношерстной аудиторией. Как складывается взаимодействие сейчас?
Я изначально говорил, что меня во всех вопросах интересует только одно: чтобы жителям города стало жить комфортнее. Все остальное – детали и нюансы. Ни партийность, ни политические пристрастия меня не интересуют. Я оцениваю людей по профессионализму и способности быть полезными общему делу. Для меня нет «плохих» или «хороших» депутатов, я сюда пришел не друзей заводить и не новый источник доходов искать. Моя задача как кризисного менеджера за 5 лет достичь результата, которого горожане не видели десятилетиями. Поэтому все сантименты и истерики надо оставлять за стенами горсовета. За три месяца мы успешно провели 7 заседаний исполнительного комитета, 5 очередных и 1 внеочередную сессию, приняли 138 решений. Все это требует времени и подготовки. И я благодарен секретарю городского совета Галине Луговой за работу с депутатским корпусом и подготовку сессий. Уверен, со временем мы все это будем делать еще оперативней и слаженней.
Что касается взаимоотношений с депутатами, то для меня все равны. Я рассматриваю любые их предложения, учитываю замечания и пожелания, если это направлено на развитие Херсона. Понимаю, что кому-то может показаться, мол, я заладил одно и то же, но хочу достучаться до каждого: я пришел на должность городского головы, чтобы при мне город стал лучше, чем был до. Мне никогда не нравилась установка предыдущей власти: друзьям – милосердие, врагам – закон. Считаю, мы должны придерживаться английской манеры – пусть без постоянных союзников или врагов, но при постоянстве интересов родного города.
– Свою предвыборную кампанию Вы строили на том, что успешный бизнесмен, коим Вы являетесь, сможет построить и успешный город. Сегодня, уже понимая объемы катастрофы, связанной с городским бюджетом, готовы подтвердить свою предвыборную установку?
Конечно. Часто говорю это на внутренних совещаниях с замами и руководителями подразделений: на этом этапе я отношусь к городу как компании, переживающей кризис. Объемы ущерба уже не имеют значения, важны теперь только источники дохода и контроль за расходной частью. Смотрите: бюджет Херсона на 2021 год прогнозируется в сумме чуть больше, чем 2,7 миллиарда гривен. Из них затраты на сферу образования – почти 1,8 миллиарда, медицину – 53 миллиона (потому что после реформы учреждения здравоохранения содержатся за счет Национальной службы здоровья Украины, город берет на себя минимальную финансовую поддержку). В 2021 году на спорт из городского бюджета уйдут почти 56 миллионов гривен, на культуру – больше 126 миллионов, социальная защита заберет 40,7 миллионов, ЖКХ «проглотит» почти 335 миллионов и т.д. Ну, а на остатки, как говорится, ни в чем себе не отказывайте…
А в наших ближайших планах заняться ремонтом дорог; восстановить освещение по всему городу; делать ежедневную качественную уборку улиц с привлечением поливальных машин в том числе; ремонтировать фасады зданий, осовременить парки отдыха, облагородить пляжи и гидропарк, закамуфлировать недострои и т.д. Заместители уже получили задания и занимаются подготовительными процессами. Моя задача – найти деньги и средства реализовать это все в кратчайшие сроки, потому что бюджета города нам не хватит никогда в жизни.
И что еще немаловажно. До сих пор Херсон существовал без генерального плана города. Не удивительно, что мы в своем развитии остановились где-то в 2006 году. Без этого документа нельзя осуществлять планировку, застройку, реконструкцию и иные виды градостроительного освоения территории. В 2003 году работу по созданию генплана начали, но бросили, не доведя дело до конца. И только в этом году мы предусмотрели деньги на разработку градостроительной документации «Генеральный план города Херсона». Потратим 2,3 миллиона из бюджета, но оно того стоит.
– Планируете привлекать инвестиции?
Это было частью моей предвыборной программы. Сегодня я очень много времени трачу на поездки, переговоры и завлечение к нам украинских и иностранных партнеров. Какие-то договоренности у меня были еще до победы на выборах, сейчас мы все эти предложения внимательно просчитываем. Поэтому когда я прошу горожан не торопить меня с ошеломительными результатами, то знаю, о чем говорю. Мы ждали реализации этих проектов десятки лет… может, хватит терпения подождать ещё несколько месяцев? За три месяца здесь мы провели успешные официальные переговоры с послами Израиля, Италии, представителями немецкой компании по поводу строительства мусороперерабатывающего завода, заручились поддержкой представителей ОБСЕ в нашем регионе, рассматриваем ряд предложений от турецких партнеров.
Все наши задумки реализуются – в этом нет сомнений. Просто не надо толкать в спину и ставить подножки, – так дело пойдет быстрее.
– Говоря о «подножках», Вы имеете в виду сопротивление политических оппонентов?
Прекрасно понимаю, что решение «почистить» город от временных сооружений и стихийной торговли не добавило мне доброжелателей. Но если мы не приведем улицы города в приличный вид, с нами никто не будет иметь дела. Если я не волью стихийную торговлю в рамки официальных рынков, никакие застройщики и инвесторы в Херсон не придут. Последний митинг рыночников под стенами горисполкома продемонстрировал одно: людей намеренно дезинформируют. Никогда в жизни я не говорил про то, чтобы забрать у кого-то заработок. Речь шла о противоположном: дать возможность этот бизнес УЗАКОНИТЬ и РАЗВИВАТЬ. Зачем оформлять документы? Чтобы больше не платить взяток службам, «закрывающим глаза» на нарушения. Если предприниматель платит налоги – сам город его защищает. Вот так эта система теперь работает! По-другому не будет.
Людей возле мэрии возмутили мои слова, что я знаю, кто стоит за этими митингами. И напрасно. Ведь это – правда. Потом, в сессионном зале, я видел, кто из депутатов подходил к представителям рынков, как они общались и на чем прощались. Так вот я думаю, что если бы эти деятельные депутаты были истинными друзьями города, то не стали бы устраивать такой стресс для горожан. Задача депутата – общаться с избирателями, помогать решать их проблемы, сглаживать конфликты и недопонимания. А если они этого не делают, – значит, преследуют другую цель. Или сами не до конца понимают происходящих в городе процессов.
– Игорь Викторович, горожане с нетерпением ждут решения вопроса с транспортом. На что нам здесь можно рассчитывать?
На сегодняшний день пассажирскими перевозками в черте города занимаются 9 предприятий-перевозчиков – 2 коммунальных и 7 частных. 40 троллейбусов обслуживают 7 маршрутов, 369 автобусов работают на 31 маршруте. Пять теплоходов обслуживают около 35 000 дачных участков в дельте Днепра. Годами система строилась так, чтобы город был буквально заложником фирм-перевозчиков. Вы же помните эти страйки, когда поднималась цена на проезд? Перевозчики забастовали – и весь город стоит: никто не может ни на работу добраться, ни домой уехать. Любое вмешательство в свою деятельность «маршрутчики» сопровождают забастовками, которые, в первую очередь, отражаются на горожанах. Могу ли я поломать эту всю схему, что называется, через колено? Абсолютно. Но кто пострадает первым? Правильно – люди. Поэтому мое видение решения этого вопроса такое.
Город начнет постепенно покупать транспорт в коммунальную собственность. За несколько лет у нас будет один из самых больших автопарков. В Херсоне будут работать только коммунальные перевозчики, и горожане перестанут быть заложниками ситуации. Общественный транспорт будет стабильно работать до 23.00. Процесс реализации этой задумки мы уже начали.
– Вопрос на больную тему… дороги. Сошел снег, а с ним и асфальт…
Так и есть. Все наши ямы я знаю наперечет, потому что всегда сам за рулем. Давайте откровенно: в Херсоне все дороги нужно переделывать. Более того, магистральные улицы – расширять. С тем количеством транспорта, который приходится на небольшой Херсон, мы скоро будем жить в пробках, как в мегаполисе. Начнем дорожную перестройку с Ушакова. Центральная улица – от железнодорожного вокзала к набережной – должна быть идеальной: покрытие, бордюры, тротуары. От центра будем двигаться к периферии. В Херсоне 675 улиц, 262 переулка, 14 площадей, 9 проспектов и 6 шоссе. Общая протяженность дорог составляет 678 км, с учетом дорог сельских и поселковых советов – 818 км; протяженность тротуаров и пешеходных дорожек – 848 км. И снова-таки, бюджетными деньгами мы этот вопрос не закроем. Уже все посчитали, собираемся привлекать инвестиции и сюда. Со внутридворовыми проездами поступим по-другому: их нужно выкладывать плиткой. Это – европейская практика, которая себя оправдала. Площадь внутридворовых проездов в Херсоне – чуть больше 250 тыс.кв.м. В общем, цифры говорят сами за себя, расслабляться некогда.
– Горожанам очень понравился Ваш настрой сделать полный аудит городского хозяйства. Для этого была создана даже целая структура. На каком этапе сейчас эта работа?
Мы закончили проверять департамент ЖКХ. Результаты впечатляют. По итогам работы этой структуры только за последние 2 года аудиторы выявили финансовые нарушения, которые привели к потерям бюджетных средств на сумму более 12 миллионов гривен; неэффективное использование средств привело к потере 22 600 000 гривен и т.д. Установлены факты принятия нерациональных управленческих решений. Например, заключение договоров на капитальный ремонт лифтов еще до изготовления проектно-сметной документации, а это 39 договоров на сумму 8 млн.грн. Или, например, в смету по капитальному ремонту лифтов включали работы, не предусмотренные нормативными документами, зато оплатили их почти 10 миллионами гривен. Кроме этого, выявлены завышения стоимости работ по уборке улиц (192 тис.грн); потери в сумме более чем 960 тысяч в результате приобретения ненужных услуг и т.д. Утраты бюджета в 2020 году из-за проведения текущего ремонта линий электропередач наружного освещения вместо замены светильников составили 435 тысяч гривен, завышение цен на такую услугу как удаление деревьев, привело к потере 720 тысяч. И это лишь малая толика! А это ведь все наши, городские, деньги, которые могли пойти на развитие, благоустройство, инфраструктуру Херсона, понимаете? И это только один департамент, и только 2 года его кривой работы. Обидно за такую бесхозяйственность. Разумеется, все свои «находки» передадим в прокуратуру. Чиновники должны нести ответственность за свою халатность.
– Возле здания горсовета установили новые инсталляции, на этот раз на весеннюю тематику. Снова Ваш подарок городу?
Делай, что можешь там, где ты есть. Только своим примером получится убедить херсонцев, что наш город достоин самого лучшего. И я от всего сердца благодарен горожанам, которые отзываются на мои призывы, и делают наш общий дом чуть чище, когда убирают возле своих подъездов; чуть успешнее, когда честно платят налоги; чуть приветливее, когда просто улыбаются друг другу… У нас появился шанс стать лучше, – и я намерен его использовать.
Беседовала Галина Ляшевская