Как бывшие АТОшники на Херсонщине свой бизнес открыли
Четыре года назад двое друзей из Херсона — Андрей Бигленко и Андрей Держипольский — основали в Херсоне первое в Украине предприятие, которое производит вяленые томаты. Сегодня их можно попробовать в сетях Salateira и Il Molino. Вскоре "Украинские вяленые томаты" можно будет приобрести в "Сільпо" и "Ашане".
В 2018 году к бизнесу присоединился третий партнер — участник АТО Дмитрий Моцак.
Задумывались ли вы раньше о собственном деле?
Нет, мыслей о собственном деле раньше у меня не возникало. Меня больше интересовала борьба с несправедливостью и развитие Украины как правового государства. Поэтому по образованию я юрист — учился в Одесской юридической академии, которую окончил в 2013 году. После выпуска даже несколько месяцев успел поработать государственным исполнителем. Но моя карьера на государственной службе оказалась непродолжительной.
Я был активистом местного майдана в городе Херсоне. В то же время я работал госисполнителем в местной исполнительной службе. Во время Майдана я проходил свидетелем по одному уголовному делу, но потом из свидетеля я перешел в статус подозреваемого. После этого я был вынужден уйти с работы.
В свое время хотел пойти добровольцем в батальон "Донбасс", который на тот момент формировался в Новых Петровцах, но на тот момент уголовное дело еще не было закрыто.
Ни один военкомат Вооруженных сил Украины не брал меня в ряды армии, поскольку до сих пор срочную службу я не проходил.
Когда вы попали на фронт?
В июле 2014 года я пошел добровольцем в батальон "Шахтерск". На то время он находился на базе санатория "Лесной". Днепра. Здесь я прошел выучку, но на передовую нас так и не отправили. В 80-ю бригаду, куда перешло много бойцов из нашего батальона, меня и моего товарища не взяли, потому что у нас не было срочной службы. Тогда я пошел в батальон "Ивано-Франковск", который подчинялся МВД, а не ВСУ.
Уже в его составе я служил в секторе "М" (ТУ "Мариуполь"). Всего в зоне боевых действий я был довольно мало — полгода, до февраля 2015 года. Через сильные морозы зимой 2015 года у меня начались проблемы со здоровьем, очень сильно болели ноги.
После демобилизации в 2016 году я понял, что постепенно теряю свою квалификацию как юрист, поэтому решил вернуться в профессию. Я начал с работы в агросекторе в Херсоне — консультировал бизнес по юридическим вопросам.
Как вы решили заняться помидорами?
Сейчас в команде нас трое — я, Андрей Бігленко и Андрей Держипольский. С Андреем Бігленком мы были знакомы еще до войны, с Держипольським лично познакомились лишь в 2015 году.
Именно тогда ребята побывали в Италии, где впервые попробовали вяленые томаты. Четыре года назад в Украине их никто не производил. Ниша была пуста. Все, что было на украинском рынке — это были зарубежные образцы.
Мы подумали, что это вообще перспективная ниша, тем более мы все из Херсона — у нас помидоры есть, солнце тоже есть. Поэтому после возвращения решили делать такой продукт и в Украине.
С чего начинался бизнес? Сколько средств надо было вложить в начале?
Ребята вложили первых $10 тыс. собственных средств. Это был начальный капитал, с которого они начинали. За эти средства приобрели полупромышленные сушильни, с них все и началось. Вообще процесс дегидрирования (удаление влаги-Прим. продуктов не дешевый, а особенно — томатов. Для этого нужно знать достаточно много деталей технологического процесса.
Кроме того, заготовительный сезон для томатов длится в лучшем случае только четыре месяца-с июля по октябрь.
Это при условии, что будет хорошая погода. Можно и в июне, но это выйдет намного дороже по себестоимости, и поэтому невыгодно. Мы это уже просчитали экономически, и именно тот период, когда мы заготавливаем — это вот именно с июля по октябрь.
У нас есть собственные мощности, на которых мы делаем дегидрирования продукта. Наш цех находится в поселке Чернобаевка в агломерации Херсона. В общем все сосредоточено именно там.
Как вы присоединились к бизнесу?
Когда ребята только начинали, им нужна была юридическая помощь — договоры, согласование, юридические консультации. Они обратились ко мне.
Сначала это было на уровне дружеской помощи, а потом в определенный момент мне предложили присоединиться серьезнее. Так я стал третьим партнером.
Кроме того, на мне сейчас завязаны переговоры с некоторыми инвесторами и потенциальными партнерами, которые заинтересованы в нашей продукции.
Где берете томаты?
У нас есть договоренности с местными фермерами, ведь на Херсонщине почти все занимаются агропродукцією. Специальная бригада собирает помидоры, затем мы их обрабатываем. На 30% мы производим продукцию сами, а 70% продукции нам вялят на заказ, ведь у нас пока нет таких больших мощностей. Мы очень долго искали, кто бы нам мог поставлять вяленые томаты как сырье. Это достаточно сложный технологический процесс. Бывало, что нас подводили производители.
Однако постепенно мы наращиваем свои мощности. В позапрошлом году мы изготавливали лишь 20% продукции, 80% нам поставляли. В этом году планируем выйти на показатели минимум 40-45% собственного изготовления.
На какие средства планируете наращивать мощности?
Сейчас нам поступают предложения от инвесторов, а с некоторыми уже ведем переговоры. Всего планируем привлечь $60-80 тысяч, а также со временем выйти на экспортные операции. Для этого нам нужно полное сертифицирование по стандартам ISO.
Сейчас мы внедряем HACCP. Если говорить кратко, то это система распределения грязного и чистого производства. Условно говоря — там, где осуществляется процесс дегидрации томатов, не может осуществляться обработка самой продукции — ее вымывания или консервирования. Это разные места, где осуществляются различные технологические процессы, и они должны быть распределены.
То есть вы еще свои помидоры не сертифицировали?
У нас есть технологические требования, которым мы отвечаем, но обязанностей по стандартизации и сертификации такой продукции в Украине нет. Их в принципе не могло быть на такую продукцию, поскольку она в Украине до этого вообще не производилась.
То есть технологические требования для своей продукции вы делали сами?
Да, но это было еще до того, как я вошел в дело. Поэтому тонкостей этого процесса не знаю. Когда мы заключали договоры с "Сильпо" и "Ашаном", то они делали анализ продукции в своих лабораториях. Однако в планах у нас все-таки экспорт, поэтому надо получить сертификат на стандарты ЕСО и ISO. Это тоже один из моментов инвестирования.
Сейчас мы являемся крафтовым производителем - все производство продукции по сути является ручным. Но по мере того, как мы будем расти, мы бы хотели перейти на автоматизированное производство.
Где сегодня можно купить вашу продукцию?
У нас есть два варианта, как мы продаем томаты. Первый — через торговые сети. Например, "Ашан" и "Сильпо", меньшие лавочки. Второй — это HoReCa, то есть гостиницы, рестораны и кафе. Среди известных брендов наша продукция есть в сетях Salateira и Il Molino, в сети ресторанов Дмитрия Борисова, в том числе в "Диване" на Андреевском спуске. Также сейчас ведем переговоры с одним ритейлом с юга Украины, и вскоре подпишем договор и с ними. В ближайшее время подпишем договоры с рядом ресторанов, в том числе премиум класса.
Как вам удалось выйти на HoReCa?
Первые переговоры вел не я, а мои партнеры, поэтому деталей не знаю. Но особых трудностей не было, ведь мы изготавливаем качественный продукт. Рестораны сами были заинтересованы, чтобы мы им поставляли наши томаты. Можно сказать, что сработало "сарафанное радио".
Кроме того, мы первый украинский производитель, который поставляет вяленые томаты в больших масштабах.
Сколько ваших продуктов идут на HoReCa, а сколько в розничную торговлю?
Сейчас HoReCa занимает где-то 50% того, что мы производим. В ноябре прошлого года подписали два договора с сетями "Ашан" и "Сильпо". Ожидаем, что уже в ближайшее время нашу продукцию можно будет покупать в "Сильпо" в "Лавке традиций".
А когда вяленые томаты появятся в "Ашане"?
Тоже уже в ближайшее время.
Какие планы на ближайшее время?
Сейчас 80% наших покупателей — это в основном Киев. В Херсоне мы есть в небольших магазинчиках. Наша продукция не является такой, которая потребляется ежедневно, это деликатесная продукция. Поэтому в Херсоне томаты продаются меньшими темпами, чем в Киеве.
Сейчас мы начинаем работать с Одессой. Но практически не представлены в таких крупных городах, как Харьков, Днепр, Львов, Запорожье. Впоследствии мы выйдем и на рынки этих городов, это лишь вопрос времени.