Как выжить на судне: рассказывают инструктора Херсонского морского специализированного тренажерного центра

31.01.2019
2834
Как выжить на судне: рассказывают инструктора Херсонского морского специализированного тренажерного центра

Херсон – город моряков. Уделим этой тематике немного внимания лишь для того, чтобы проинформировать. Ведь недаром говорят, что тот, кто владеет информацией – владеет миром!
Начнем с того, что по оценкам специалистов, украинская трехступенчатая система подготовки моряков сегодня признана одной из лучших в мире. Каждый раз приезд первых лиц страны в Херсонскую Государственную Морскую Академию лишь подтверждает – обучение, и обеспечение занятости специалистов морских профессий по-прежнему остается вопросом государственной важности.
Не секрет, что рынку трудоустройства нужны качественные специалисты. И если с учебной частью многие ВУЗы справляются, в силу высокой конкуренции, то вот с практикой зачастую бывают проблемы: далеко не все тренажерные центры выполняют необходимые требования.

Как выжить на судне: рассказывают инструктора Херсонского морского специализированного тренажерного центра

 

Сейчас в Украине их насчитывается более пятидесяти, а соответствующее оборудование, прежде всего, современные тренажеры, имеют, оказывается, не больше 20-ти из них.
Остальные - так называемые псевдоцентры, у которых нет ни нормального помещения, ни оборудования, вместо программы обучения - самообучение, но сертификаты они выдают.
Что с этим делать, должен в первую очередь, конечно же, понимать сам моряк, который платит деньги за такое «качество» подготовки…
А мы, в свою очередь, расскажем о том тренажерном центре, который отрабатывает каждый свой сертификат на 100%. Об этом рассказывают реальные люди, специалисты своего дела, поэтому предлагаем ознакомиться с серией интервью на эту тематику…
Мы в гостях в Херсонском морском специализированном тренажерном центре при Херсонской Государственной Морской Академии.
Беседуем о качестве подготовки моряков с инструктором центра, матросом Евгением Микитась:
- Я будущий судоводитель. Сейчас моя должность – матрос. Хожу в рейсы от компании Vships, работаю матросом в Eagle Bulk, это сейчас крупнейшая в мире балкерная компания. В тренажерный центр пришёл с улицы. Я нигде не видел рекламы, просто знал, что при Академии есть тренажерный центр, который выдает сертификаты курсантам. Придя с рейса, в центре рассказал, что заканчиваю в этом году Академию, получаю учебный диплом, хотел бы получить штурманский сертификат. Записали меня на курсы, а позже я поинтересовался, возможно ли поработать инструктором. Прошёл довольно-таки длительную стажировку, и сейчас, кроме того, что я являюсь студентом Академии, также я являюсь инструктором тренажёрного центра. Веду такие дисциплины: Advanced Fire Fighting (борьба с пожарами по расширенной программе), БЖС, Conteiner election course (работа с системой креплений для контейнеров на контейнеровозах), веду практические занятия по Confined space entry нрс - это новый курс, который был мной доработан (курс учит людей входить в закрытое помещение). Ну, и ассистирую по ряду курсов.

 
- Давайте по направлениям «пробежимся».

- Например - борьба с пожарами по расширенной программе. Это курс, который позволяет будущим офицерам-морякам гарантировать и обеспечивать безопасность экипажа, безопасность судна согласно последним требованиям и согласно требованиям компании. Мы стараемся в нашу программу кроме требований IMO включать все правила компаний, которые носят частный характер. На суднах есть разное оборудование. В зависимости от того, что горит, нужно знать, чем это тушить. Например, если обыкновенного человека пустить на судно, на котором загорится электропроводка, и он включит пожарный шланг и начнет это тушить, то всем известно, чем это закончится... Вот здесь как раз этому курсантов и обучают: какой тип пожара и как с ним бороться, как входить в помещение, в котором уже что-то горит. Всему этому здесь обучаются.

 
- В тренажерном центре есть вся техническая часть? 

- На сегодняшний день по оснащению здесь есть всё, можно даже сейчас посмотреть, как курсанты тушат настоящий пожар. Настоящими, заправленными, опломбированными огнетушителями. Каждый на практике проходит эти ситуации, с которыми можно столкнуться в реальной жизни в будущей работе. Всё максимально приближено к действительности. Всё запоминается на уровне мышечной памяти. Кроме того, что есть теоретическая часть и практическая часть, всё идёт с поправкой на безопасность использования пожарного оборудования.

 
- По другим направлениям?

- Conteiner election course - этот курс учит курсантов и студентов работе с системой креплений для контейнеров на контейнеровозах. Учим безопасной работе с креплениями контейнеров, как крепятся, какими типами крепятся, как это сделать безопасно. Техническая часть также обеспечена…
Я веду еще практические занятия на Marine Station с Евгением Анатольевичем. Мы два действующих моряка, Евгений Анатольевич, как действующий боцман с большим опытом, я - как матрос, поэтому курсанты здесь имеют полную реальность швартовки с натяжением, они учатся накладывать стопора, учатся разносить концы, подготавливать концы. Курсанты из этого курса уходят полностью подготовленными. Чем интересны эти операции - они всепогодные.
Курсанты учатся по-настоящему бросать выброску, на дальность, на точность.
В принципе можно сказать, что это единственный курс на 100% приближённый к тому, что в действительности происходит на судне.
Дальше - Confined space entry. Это вход в закрытое помещение, в любое замкнутое пространство. Это очень широкий курс, он не только подходит для моряков, а даже и для рабочих специальностей. Сейчас мировая статистика говорит о том, что довольно много несчастных случаев, летальных случаев, происходит именно в закрытых пространствах. Мало того, что курс теоретически очень информативен, он и практически будет очень информативным. Всё практическое оборудование - новые триподы, новые лебёдки, новые драгеры, новые датчики воздуха.
Есть полигон, два контейнера, где можно «отыграть» 6 основных сценариев: работа, вход и спасения в ограниченных помещениях.
Были случаи - человек спустился, что-то случилось, за ними идёт человек, и с ним тоже что-то случается, и было три трупа на пароходе.
Особенно этим грешат балкеристы, которые возят грузы, которые поглощают кислород, входят в трюма, не следят за этим.
Даже скажем так, при перевозке металлолома, как бы ни парадоксально это звучало, но оказывается, металлолом поглощает кислород, человек зашёл и потерял сознание. Есть ещё безобидный, на первый взгляд, груз, как пшеница. Но, на самом деле - горит и это раз, не аккуратно встал - и тут же можно потерять точку равновесия. Мы тоже этому на курсе учим. По поводу металлолома далеко ходить не нужно, металлолом тоже горит, балкер в Александрии загорелся. А пшеница чем ещё опасна, что ее фумигируют на дальних переходах, это все легкие газы. В результате незнания, как себя вести с таким грузом самое безопасное - это потеря сознания и травма, хотя, как показывает практика в 50% всех случаях - это летальный исход, остальные 50% - это люди, которые пытаются спасти своих коллег. Поэтому мы учим всему этому и берём опыт самых передовых компаний.

- А были случаи в вашей рабочей практике, что некоторые просто покупают документы, потому что считают, что они все умеют. Насколько это оправдано, к примеру, уже для морских волков, людей с большим стажем?
- Это дорога в никуда. Это закон жизни, потому что нельзя выехать на знаниях, которые были даны 30 лет назад. Когда ко мне приходят курсанты, я им говорю - прежде всего, это ваша собственная жизнь и моя, я хочу домой вернуться живым. И из этого мы все конечно исходим.
Некоторые считают, что у них есть опыт, может быть это не то чтобы оправданно, но можно где-то на это закрыть глаза. Но для тех людей, которые впервые идут на флот, то это действительно дорога в никуда. Потому как, в первую очередь, это опасно ему самому. В реальности, конечно, некоторые «грешат» - покупают. Мой недавний пример – человек пришел к нам и говорит: «Вы знаете, я получил все сертификаты, но я ничего не приобрёл», - и он пришёл сам сюда учиться.
Вот сейчас есть моряк, он заходит с курсантами на курс Advanced Fire Fighting. Он купил сертификаты, заплатил за них и пошел к нам, заплатил ещё раз, то есть у него два набора документов. И вот здесь, у нас, всё то же самое уже проходит.
На прошлой неделе он проходил БЖС. Сейчас он проходит пожары, причём это действующий второй помощник… А если бы знали, как на судне быстро видно, кто покупает документы. Сразу, на второй день уже все понятно. Опытный специалист понимает, что каждое правило в нашей работе оно практически написано кровью…
К примеру, добавлю еще важный такой момент - у нас, как правило, на курсах присутствует кто-то из действующих моряков, поэтому курсанты, кроме того, что получают теоретические знания, мы в процессе тренировок рассказываем, как правильно себя вести на тревогах. К примеру, нельзя на тревогах выходить с закатанными рукавами, без перчаток, без шлемов. Чтобы у них всё это выработалось на мышечном уровне. Поэтому все наши уроки далее переносятся в реальную работу – и это самое важное…

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
233
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
659
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
817
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
1627
Вверх