Красочные крылья Насти Пятаковой – разговор после выставки

01.03.2021
4280
Красочные крылья Насти Пятаковой – разговор после выставки

...«Твердый, прямой и взыскательный взгляд, взгляд к обороне готовый. Юные девушки так не глядят…» – я общаюсь с 16-тилетней херсонкой, а в голове звучат строки Марины Цветаевой.

 

Мою собеседницу зовут Анастасия Пятакова. Так сложились обстоятельства, что девочка из обеспеченной семьи вдруг оказалась в Центре социально-психологической реабилитации. Но, вместо истерик, претензий ко взрослым и обид на жизнь, она выплеснула в общество манифест красок и образов – свои картины. И уже накопила такое число полотен, которое позволяет выйти к публике и показать не школьное подражание великим мастерам, не срисовки (редравы*, как говорят ныне молодые авторы артов*– рисунков), а собственный насыщенный, красочный, плотный мир. Экспрессионистический и сюрреалистический, вызывающе-кислотный и удивительно трогательный. Он глядит на тебя, выходя из рам – дисгармоничный и душераздирающий, но недетски продуманный и лаконичный. Здесь нет хаоса и случайных элементов, но есть четкий месседж, призыв, молчаливый диалог о любви и ее отсутствии – потому и не было равнодушных среди посетителей первой Настиной выставки в библиотеке-филиале  № 21 Херсонской ЦБС на ул. Хетагурова 13.02.2021. И вот, спустя несколько дней, я отправилась поговорить с Настей. И встретила этот внимательно-взыскательный взрослый взгляд, – такой же, думается мне, как тот, что поразил Цветаеву на старинном портрете. 

КОРР. - Настя, мне кажется, о художнике многое может рассказать его первая картина. Особенно если она дошла до зрителя. Расскажи о своей первой картине – предыстория, зашифрованные символы, ощущение, которое она у тебя самой, как у автора, вызывает сейчас. Ведь ты, наверное, очень изменилась за это время?

А.П. - Пожалуй, да. Прошло больше года и сейчас я ею очень недовольна. Я набила руку, теперь работаю увереннее, и вижу, что там очень много мелких недочетов. Но тогда, когда я ее только нарисовала, она мне очень понравилась. Тем более, она стала первой в серии работ под общим названием «Нейтрал».

 

КОРР. - Нейтрал? Что это?

А.П. - По моему определению, это отсутствие настроения, это пустота внутри. Как будто ты слышишь шутку, понимаешь, что она смешная, и тебе внешне смешно, а внутренне – нет. В цикле «Нейтрал» у меня четыре работы, и на выставке были не все – в детской библиотеке не стоило выставлять работы с сигаретами или кровавым месивом. Выставили две – на одной  обрушающийся дом, на другой - на первый взгляд волны, пляж, доска для серфинга, но есть то, что спрятано и что увидят не все. Я не буду все расшифровывать, можно?

Повторю, у меня есть вопросы к своей первой работе, но все же это был и мой первый успех. Ведь в детстве я уже пыталась браться за кисти, краски – я люблю цветное, яркое – , но получалась какая-то мазня. Все поменялось после некоторых обстоятельств…

Настя задумывается и после небольшой паузы не рассказывает, а словно пишет широкими темными мазками картину, в которой есть и домашнее насилие, и безнаказанность тирана, и жертвы. Но в какой-то момент понимаешь простую вещь: в центре – не жестокий отец, испортивший жизнь трем прежним женам и пытающийся построить новое счастье с четвертой женой и новыми детьми. Не жалоба на него или родню мать, оставившую за скобками старой жизни дочку-подростка. Все это – темный фон, на котором внезапно расцветает пронзительными красками история любви и благодарности к двум «музам», как их называет сама Настя. Одна из них, как ни странно, мачеха.

А.П. - Моя мать была второй женой отца, а женщина, которая меня воспитала и стала мне матерью, – его третья жена, Лена, Елена Михайловна. Она – «свет моей жизни», мой ангел-хранитель, моя муза. К сожалению, когда суды и полиция оказались на стороне отца, она вынуждена была бежать с младшими девочками в другой город, я ей даже помогала. Юридически она не может забрать меня к себе или оформить надо мной опеку. Был момент, когда отец делал все, чтобы мы перестали общаться. Но мы общаемся.

Я вам скажу так: она привила мне все самое лучшее и сейчас продолжает воспитывать и поддерживать меня даже на расстоянии. Словом, когда она уехала, я думала, что я справлюсь, что мне будет наплевать. Но – нет…

КОРР. - И тут появляется второй важный человек в твоей жизни?

А.П. - Да, это Алиса. Я знала ее тогда лишь по инстаграму, видела ее работы: она художница и очень продвинутая, но мы не были лично знакомы. А в той ситуации я решилась и написала: давай с тобой порисуем? И она согласилась, принесла картон, краски, кисточки, мы встретились на Арестанке, и… появилась первая работа. Поэтому я и говорю, что она стала моей музой и является ею сейчас. Она удивительно добрый и понимающий человек, не смотря на свою стеснительность и скромность. Она мой настоящий друг.

 

КОРР. - В своем выступлении во время выставки Алиса сказала, что ее поразило то, как ты, человек без специального образования и навыков, быстро ухватила главное, как ты строишь композицию, прописываешь тени, какие создаешь образы. К слову, об образах. Давай поговорим о них: в твоих картинах много птиц, много глаз, мотив высушенной земли, огня, руин. Расскажи об этом.

- У меня есть даже образ мяса. Мясо – это то желаемое, что хотят получить любой ценой. На одной из картин нелепый петух думает, что превратится в жар-птицу. Он вроде как делает все возможное, жертвует всем, тратит свои силы, но… мясо совсем близко и вот он уже горит в вулкане.

А глаза… Глаза - это зеркало души. Сложившегося концепта в них нет. Но главная идея такова: глаза – это и свидетель пустоты, и реакция на нее, как отражение во взгляде. В них – внутреннее состояние. Глаза молчат, но они и говорят. 

 

КОРР. - Настя, у тебя – сложные для восприятия работы. Их надо считывать и расшифровывать, а это могут не все. Ты готова к непониманию? Есть уже такие оценки твоего творчества, которые тебя раздражают?

А.П. - Да, иногда меня обесценивают. Один мой знакомый говорит «ты хочешь, чтобы тебя с твоей психоделикой услышали, но у нас не слышат даже тех, кто рисует получше тебя». Еще задевает, когда говорят «ты рисуешь какую-то яркую белиберду, а нужно учиться правильно поднести…» Простите, а как можно правильно поднести то, что вижу и чувствую только я? Это субъективно, это не бывает правильным или нет. Мой любимый художник – Мунк. О его картине «Крик» тоже много говорят, как о чем-то неправильном, даже проклятом, но я его обожаю.

КОРР. - Как я поняла, ты все свои работы уже делишь на тематические циклы. Какие еще, кроме «Нейтрала», появились?

А.П. - Пусть это будет секретом. Я подержу интригу до новой выставки. У меня в голове такой глобальный проект! Мы с методистом и директором Центра хотим устроить следующую выставку здесь, а на будущее я планирую искать большое помещение. Они мне помогут и, думаю, получится устроить то, что я хочу.

КОРР. - Дай Бог. А как ты оцениваешь свою первую выставку, которая прошла в начале февраля в библиотеке № 21?

А.П. - Это был мой дебют. В целом, мне очень понравилось. Правда, я немного растерялась: маленькое помещение, много людей, тесновато, не все картины выставили. Даже появилось такое ощущение, что я хочу расправить крылья и парить, а их просто не получается развернуть. Но это ощущение быстро прошло. Я очень благодарна всем, кто эту выставку устроил, кто поддерживал. И всем, кто купил мои картины.

КОРР. - К слову, о выручке. На что потратишь деньги?

А.П. - На выпускное платье. Я уже выбрала то, которое хочу.

КОРР. - Скажи, а ты не пробовала как-то еще творчески реализоваться?

А.П. - Конечно же, пробовала. Я три года занималась в театральной студии «Пролісок» при драмтеатре им. Кулиша. Театральная студия дала и постановку голоса, и умение держаться на публике.

КОРР. - И постановку фраз? Ты очень интересно говоришь. Та же школа?

А.П. - Скорее, любовь к книгам. Я люблю классику. Но, пожалуй, особенно - Ремарка, Булгакова, Набокова и Фейхтвангера.

КОРР. - Недетский топ! Боюсь спросить, какую музыку ты любишь.

А.П. - Лана Дель Рей. Она тоже была моей музой и кумиром. Мне кажется, что я понимала ее с полуслова.

 Хотя… Ребенок растет и вкусы меняются. На данный момент я больше слушаю группу «Кровосток». Там много чернухи, но в треке «Быть плохим» есть ключевая для меня фраза –  «Сопротивляйся, не смотря ни на что! Ты – это то, как ты сопротивляешься, и больше почти ничто».

КОРР. - Умеешь удивлять! Скажи, во время выставки вы оживленно беседовали с о. Андреем Калитой – каково твое отношение к вере, религии, если не секрет?

А.П. – Мы приятно поговорили. Но пока что я агностик и, может даже, атеист. Подчеркну, «пока». Мой отец религиозен до фанатизма, вся комната в иконах, но при этом такие грехи совершает. Видимо, отсюда мое разочарование в религии, я это понимаю. Но, думаю, у меня будет свой путь к Богу. Я это чувствую.

КОРР. - Многие говорят, что в принципе искусство – это путь к Богу. Раз уж у нас получился такой серьезный разговор, скажи: твое творчество – это попытка высказаться здесь и сейчас о своем, о наболевшем, или твой осознанный путь?

А.П. - Знаете, говорят, талантливый человек талантлив во всем. Но я понимаю, что надо всерьез определить, чем ты хочешь заниматься. Мне интересно было бы реализоваться и как актрисе – это цель еще со времен маленькой семиклассницы Насти. Но и писать картины я буду в любом случае – как профессиональное творчество или как  хобби, я это не оставлю, не «солью», извините, «в унитаз». Это мой труд, это возможность высказаться, а мне важно, когда меня слышат и понимают.

Я говорю, как мне кажется не только от себя. Есть второй план – это наша обиженная планета, это феминизм. Я говорю через свои работы о проблемах человека, женщины, общества, государства. Все, что я переживаю, слышу, выливается на холст. Я словно пропускаю это через себя, как сквозь призму, и переливаю в картины.

В будущем вижу себя как инфлюенсера, которые делает что-то не на заказ, лишь бы покупали, а честно говорит что-то достойное уважения, и потому его работы покупают.

КОРР. – Амбициозно и серьёзно. Думаешь о новой выставке?

А.П. – Да, мы уже готовим выставку, которая пройдет здесь, в Центре. Я пишу для нее новые работы. Другие дети создают свои поделки, которые тоже будут, как и в прошлый раз, выставляться на благотворительной ярмарке. Мы уже обсуждали детали с директором и методистом, но пока о сроках точнее не скажу.

До выставки я хочу успеть расписать стену в своей комнате – мне разрешили и я расписываю. И еще – написать картину в подарок мэру Игорю Колыхаеву, как мы с ним договорились.

КОРР. – Что ж, спасибо и удачи.

 

И тут я все-таки решаюсь задать Насте вопрос, который не дает мне покоя: «Скажи, тебе не страшно быть такой взрослой?»

- Нет, - Настя улыбается и дарит очередной прямой и взыскательный взгляд, тот, который я запомню до следующей встречи и до следующей выставки. - Мой переломный возраст – мои 14 лет, когда я многое увидела по-другому, поняла, узнала, и ощутила, что такое предательство. Но я ни о чем не жалею. Если бы не эти невзгоды, то… не было бы такой классной меня.

Трудно не согласиться.

 

Беседовала Алена Маляренко

Подписывайся на нас в Telegram
новости Херсона

Новости дня

Читайте еще

Самая удачная серия iPhone
Бренд Apple ежегодно радует юзеров новыми сериями гаджетов, которые в тех или иных аспектах усовершенствованы в сравнении с предыдущими. Ажиотаж вокруг выхода очередной линейки традиционно высок, ценник моделей растет, но так ли...
27.03.2024
219
Переваги та сфери застосування квадрокоптера Autel EVO II Dual Rugged Bundle 640T V2
Квадрокоптер Autel EVO II Dual Rugged Bundle 640T V2 - це передове апаратне забезпечення для високоточної аерофотозйомки та дослідницьких місій. Цей дрон поєднує в собі передові технології та високу міцність, що робить...
26.03.2024
311
Особенности обмена валюты в условиях глобальных кризисов
Глобальные кризисы, будь то экономические рецессии или финансовые потрясения, имеют значительное воздействие на валютные рынки. В данной статье мы рассмотрим особенности обмена валюты в условиях глобальных кризисов и специфические моменты, которые требуют...
25.03.2024
381
Пересечение Удачи и Мастерства в Мире Ставок
В мире ставок, как и во многих сферах жизни, удача и мастерство играют важную роль. Они представляют собой два ключевых элемента, определяющих успешность и результаты в мире азартных игр и спортивных ставок....
24.03.2024
447
Вверх