Моряк из Херсона четыре месяца ждёт зарплату, забарикадировавшись на судне
Украинский моряк забаррикадировался на судне - хочет получить долги по зарплате. Сейчас он судится с компанией-агентом. Формальный владелец судна успел обанкротиться и перебросить судно на другую компанию, говорят правозащитники. Пока полиция расследует уголовное производство, с должниками понемногу рассчитываются, но не в полном объеме и очень медленно. Компания уже много лет в черном списке работодателей, но моряки продолжают туда идти - из-за отсутствия опыта или из-за отсутствия других вакансий.
14 000 долларов. Именно столько ему задолжал работодатель, считает моряк Игорь Хвостов. Последние несколько месяцев он живет в осаде на судне, где раньше работал. Сотрудничать с крюинговой агентством «Азимут» он начал еще в 2014 году - сначала ходил в рейсы, а затем ему предложили контракт на суше, боцманом каравана судов. Он должен был ухаживать за судами компании MD Shipping, которые ремонтировались на Ильичевском судоремонтном заводе (ИСРЗ). В том числе и судно Welbeck, на котором жил Хвостов.
В прошлом году моряк закончил высшее учебное заведение и поставил работодателю условие: или с ним полностью рассчитываются, или ставят на рейс на офицерскую должность. Когда он только начинал сотрудничество с MD Shipping, которая, по его словам, стоит за агентством «Азимут», компания была третьесортной, но сейчас она превратилась в еще худшую, признает моряк. Хвостов пошел туда, хотя и знал, с какими проблемами сталкиваются в них моряки - больше некуда без опыта или взяток не брали.
«Ситуация стала ухудшаться, платили мало. Я с другими моряками подал в суд на Игоря Авраменко, который, по моей информации, стоит за всем этим. Зимой этого года у нас была встреча, и он отказался платить по долгам. А на следующий день мне на заводе заявили, что идти на судно мне запретил владелец. Пришлось прорываться через КПП с боями», - рассказал Радио Свобода Хвостов.
После этого моряк забаррикадировался на судне. Когда он попытался уйти к директору завода, его снова пытались выгнать, но Хвостов снова убежал на Wellbeck. Лишь около месяца назад под давлением общественных организаций администрация позволила ему свободно идти через проходную.
Рядом с Welbeck Хвостова стоит такое же грузовое судно Baker - тип «Амур», река-море. Судно принадлежит той же компании, говорит моряк, и туда даже набрали команду. Общаться с Хвостовым им запретили, и сейчас судно хотят отправить в рейс.
Случай Хвостова не единичный, а решение его проблемы с зарплатой может длиться несколько лет, говорит руководитель проектов одесской благотворительной организации «Фонд помощи морякам« Ассоль» Андрей Шевченко. Его организация присоединилась к борьбе еще в начале года и помогла с оглаской.
«Именно в случае Хвостова компания делала обещания. Говорили, будто мы тебе должны по контракту, сделай еще это. А потом еще это и это, и тогда мы всего заплатим. Но наша восьмилетняя практика показывает, что они платят лишь в единичных случаях. Мы пытались выйти на владельца судна, писали письма, но ответа не получили. Ни по электронной почте, ни по телефону ответа не получили », - говорит Шевченко. Ситуация на рынке труда сведению: матросам довольно трудно найти хорошую работу, говорит эксперт.
Проблемы у владельца судна начались еще в прошлом году - правозащитники
По информации «Ассоль», проблемы с судами начались в MD Shipping в 2013-2014 годах - всего их около двадцати пяти, говорит Шевченко. Некоторые относятся компании, в некоторых она выступает лишь оператором, но де-факто все они контролируются именно владельцами MD Shipping. Еще в прошлом году в Украине у них было двадцать судов, выполнявших заказ проходили ремонт. Однако позже судна начали менять флаги, названия и владельцев.
В частности, по данным специализированного сайта Equasis владельцем судна с 2016 года выступает WELBECK SHIPPING LTD, а оператором AGATE SHIPPING LLC.
С компанией AGATE SHIPPING LLC. связан еще один скандал с задолженностью по заработной плате. По этому факту также открыто уголовное производство, которое расследуют в Малиновском районном отделе полиции Одессы. Туда Авраменко приходил предоставлять объяснения.
«Находиться на судне - это метод привлечения внимания к проблеме. Но иногда судовладельцы могут объявить команду пиратами - то есть сообщают о захвате судна, - и тогда правоохранители могут просто «освободить» его. Самое интересное, что даже после подобных случаев люди продолжают идти работать в такие компании », - рассказывает Шевченко.
Он, впрочем, откровенно говорит: такое бывает очень редко, обычно владельцы договариваются. Но процесс может длиться несколько лет - пока претензии признают правомочными, пока компании обяжут платить по долгам, пока продают имущество с аукциона. По международным морским законодательством, задолженности перед экипажем надо платить в первую очередь, но иногда из-за взятки первыми деньги получают не люди, а бывшие бизнес-партнеры должника, говорит представитель «Ассоль». То есть процесс может длиться до пяти лет, хотя большинство конфликтов решается в течение трех.
Авраменко начал выплачивать деньги и просил составить список должников - юрист
В суде против «Азимут» Хвостова, а также еще нескольких моряков, представляет юрист, заместитель председателя Национальной ассоциации защиты прав граждан Павел Тарасовский. По его словам, количество мошенников, на которых жалуются моряки, в этом году значительно увеличилась. Около полутора месяцев назад его организация совместно с фондом «Ассоль» писали обращение к начальнику Главного управления национальной полиции в Одесской области Дмитрия Головина, и тот обещал взять и дело Хвостова, и другие подобные дела под личный контроль. Полиция подтвердила Радио Свобода, что по обращению Хвостова следователь работает над уголовным производством по статьям «мошенничество» и «невыплата заработной платы».
«По обращению Хвостова полиция открыла уголовное производство в отношении действий крюингового агентства« Азимут ». Насколько нам известно, подозрение не вручена еще никому до сих пор проводится досудебное следствие. Кроме Игоря Хвостова, относительно действий работников «Азимут» к нам обратилось более 20 человек. Некоторым из них поступали угрозы », - говорит Тарасовский.
Крюинговое агентство - единственная юридическое лицо в Украине, на которую Хвостов и другие могут подать в суд. С судовладельцем надо судиться с оффшорной компанией, и моряки этого делать не будут, считает юрист.
Хотя де-юре Игорь Авраменко не имеет отношения к MD Shipping или «Азимут», он приходил в офис Национальной ассоциации защиты прав граждан и общался и с Тарасовской, и с моряками. Хочу посмотреть им в лицо, говорил предприниматель, который попросил юриста составить подробный список должников.
По информации Тарасовского, некоторым наиболее активным морякам уже начали выплачивать деньги, но не в полном объеме. Так, Авраменко согласился выплатить деньги членам команды судна, около полутора лет находилось на ремонте. Но платить готов только за то время, когда они были в море, хотя контракты с ними не разорвали, когда отогнали судно на ремонт.
Хвостов говорит, что будет сидеть на судне, пока не выплатят зарплату за весь срок. А потом будет искать новые рейсы - уже за границу.