Новая налоговая реформа коснется каждого жителя Херсона
Такие новшества, как военный сбор и налог на «богатство» могут заставить многие предприятия Херсонщины уйти в «тень» или закрыть бизнес, что в очередной раз больно скажется на простых работниках.
Полтора месяца назад, 28 декабря 2014 года, Верховной Радой принят Закон Украины №71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы". Уже сейчас понятно, что это, фактически, очередной «наезд» на крупный бизнес. В связи с этим, интересно рассмотреть его наиболее актуальные аспекты, которые сейчас обсуждают все жители Херсона. За разъяснениями мы обратились к председателю объединения организаций работодателей Херсонщины Александру Олейнику.
- Нововведения предполагают уменьшение или все-таки увеличение количества налогов?
- Хотелось бы особо обратить внимание на тот факт, что количество налогов и сборов уменьшено с 22 до 11 только формально (согласно Коалиционному соглашению их должно было остаться девять). В действительности же отменили только сбор за первую регистрацию транспортного средства и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Другие «сокращенные» налоги и сборы просто механически объединили даже без изменений порядков администрирования и унификации баз налогообложения. Зато ввели четыре новых обязательных платежа. А именно: военный сбор, взимание которого фактически переведено на постоянную основу (1,5% от доходов физических лиц). Также появился транспортный налог - для легковых автомобилей, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см. (25 тысяч гривен за каждый автомобиль). Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (до 2% размера минимальной заработной платы на 1 января соответствующего года). Акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (5% от стоимости подакцизных товаров, включая НДС). Как мы видим, общее количество налогов и сборов де-факто даже увеличилось!
- А каким образом был пересмотрен порядок взимания налога на прибыль предприятий?
- Налог будет взиматься по данным бухгалтерского учета с их корректировкой (для плательщиков с годовым доходом более 20 миллионов гривен). Кроме того, Законом предусмотрен особый порядок налогообложения отдельных видов деятельности и операций. Отменен ряд налоговых льгот по налогообложению прибыли предприятий, которые ранее были гарантированны государством. Зато сохранен и расширен список льгот для институтов общего инвестирования, которые по сути являются внутренним оффшором, что никак совпадает с намерениями по сокращению налоговых льгот. Если внимательно изучить все детали произведенных изменений, то становится совершенно ясно, что в очередной раз произошло повышение фискального давления на легальных производителей и поставщиков подакцизных товаров без наведения порядка на рынке.
- Особо жителей Украины интересуют изменения в налоге на недвижимое имущество…
- Здесь наиболее значимый аспект тот, что ставки налога должны быть установлены местными советами в размере не выше 2 процентов размера минимальной заработной платы за 1 метр базы налогообложения. Однако, в любом случае введение указанного налога значительно усилит фискальное давление на бизнес (в частности, за счет налогообложения офисных помещений и объектов соцкультбыта), что в условиях кризисного состояния экономики приведет к сокращению рабочих мест и закрытию предприятий. Отсутствие исчерпывающего перечня (реестра) налогооблагаемых объектов с указанием их характеристик будет только стимулировать коррупцию.
- Поговорим о налоге для физических лиц…
- Максимальная ставка этого вида налога повышена с 17% до 20% в зависимости от трудовой деятельности. До 20% повышена ставка налогообложения пассивных доходов. При этом в тексте Закона существует коллизия, поскольку в одном из положений говорится о сохранении ставки в 15%. А вот за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам и других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, а также за выплату их не в полном объеме – предусмотрен штраф в трехкратном размере минимальной заработной платы. За несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере от минимальной заработной платы за каждого работника, в отношении которого сделано нарушение.
Казалось бы, все делается для соблюдения прав трудящихся. Но на деле это выльется в то, что легально работающий бизнес получит дополнительные карательные санкции. Вместо создания гибких механизмов договоренностей между работниками (профсоюзами) и работодателями относительно сроков выплаты зарплат - власть создает финансовый капкан, попав в который хотя бы один раз, предприятие фактически будет не в состоянии из него выйти.
- Достаточно интересно узнать о том, какие изменения произойдут при взимании акцизного налога.
- Более чем в два раза повышена специфическая ставка акцизного налога на сигареты без фильтра и почти в три раза - минимальное акцизное налоговое обязательство. Причем ставки акцизов будут считаться не в гривне, а в евро! Будут введены акцизы на моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя (то есть для автобусов и микроавтобусов). Если же говорить о пенсиях, подлежащих налогообложению, то «налоговый порог» снижен с десяти тысяч гривен до двух тысяч шестиста пятьдесяти четырех гривен. В условиях фактического отсутствия задекларированного снижения ставки ЕСВ дальнейшее повышение ставок налога для физических лиц будет способствовать тому, что зарплата «в конвертах» станет еще более популярной!
- Изменения коснутся и так называемой упрощенной системы. Рассмотрим ключевые моменты?
- Здесь изменен порядок распределения по группам плательщиков: для первой группы предельный объем дохода в течение календарного года увеличен с 150 тысяч гривен до 300 тысяч гривен. Для второй группы предельный объем дохода в течение календарного года увеличен с 1 миллиона гривен до 1,5 миллиона гривен.
В третью группу вошли предприниматели, у которых количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено, а также юридические лица - субьeкты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых объем дохода не превышает 20 миллионов гривен за один календарный год. К четвертой группе отнесены сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.
Определено, что плательщики единого налога третьей группы обязаны применять регистратор расчетных операций с 01.07.15 года, а второй группы - с 01.01.16 года.
Итак, подведем итоги. Несмотря на формальное наличие механизмов осуществления диалога между Правительством и бизнесом со стороны КМУ и центральных органов исполнительной власти фактически происходит полное игнорирование позиции бизнеса по ключевым решениям, которые влияют на условия хозяйственной деятельности. Это выражается в том, что только отдельные министерства присылают на согласование проекты актов законодательства, касающихся экономической, социальной и трудовой сфер. Фактически полностью игнорируется социальный диалог с бизнесом.
Кроме того, значительное количество заседаний Правительства в течение декабря 2014 и в января 2015 года проводилась без приглашения работодателей и предоставления для обработки проектов решений Правительства. Все чаще заседание Правительства проходят в закрытом режиме. Внесенные в ВРУ в конце 2014 года законопроект о налоговой реформе, реформировании единого социального взноса, стабилизации платежного баланса и другого - не рассматривались на правительственных комитетах, их публичное обсуждение не проводилось. Вопреки декларированным намерениям, закрепленным в коалиционном соглашении, кадровая политика при назначении на должности руководителей государственных органов непрозрачна, конкурсы не проводятся, назначения происходят непублично, на должности назначаются непрофессионалы.