Оккупационные власти Крыма запрещают украинский и крымскотатарский языки
"На временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя государство-оккупант - Российская Федерация проводит политику русификации и милитаризации местного населения, особенно среди детей и молодежи" - подчеркнула заместитель Постоянного Представителя Президента Украины в АР Крым Тамила Ташева во время презентации обзора по ограничению функционирования государственного языка на временно оккупированных территориях Украины.
Как сообщается на официальной странице Представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым в facebook российская оккупационная «администрация» с первого дня временной оккупации нарушала право украинских граждан пользоваться родным для них языком, в частности, украинским и крымскотатарским.
«Оккупационные «власти» Крыма фактически запретили использовать украинский, уничтожают украинские медиа, школы и другие учебные заведения. Такая же ситуация с крымскотатарским языком: имея заявления и определения оккупационной администрации о том, что он является одним из официальных языков, реальных возможностей использования языка и его развития на Крымском полуострове нет», - говорится в сообщении.
Представительство систематически отслеживает сообщения, связанные с обеспечением оккупационной администрацией возможностей для обучения на украинском и крымскотатарском языках и изучения соответствующих языков. По данным так называемого «Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым» в 2020/2021 учебном году в общеобразовательных организациях так называемой «Республики Крым» всех форм собственности обучалось 218 974 учащихся. Из них получали образование: крымскотатарском языке - 6700 учащихся (3%); Украинский язык - 214 учащихся (0,1%).
Приведенные цифры завышены в несколько раз. Так, проведенным Крымской правозащитной группой еще в марте 2019 мониторингом было установлено, что в единственной на полуострове школе, позиционируется оккупантами, как школа с украинским языком обучения (Школа № 20 г. Феодосии) на самом деле преподавания осуществляется на русском языке, а украинский язык преподается только как отдельный предмет в некоторых классах. Это означает, что показатель в 214 учеников, обучающихся на украинском завышены минимум в 4 раза.
Аналогичная ситуация с обучением на крымскотатарском языке. Во время мониторинга Крымской правозащитной группы выяснилось, что во всех посещенных школах, что представлены как школы с крымскотатарским языком обучения ("школа №3" в Судаке, "Зуйская средняя школа № 2" и "Школа № 42 им. Эшрефа Шемьи- заде в Симферополе "), на самом деле обучение происходит частично на крымскотатарском и частично на русском языках. В "Зуйской средней школе № 2" крымскотатарский язык как отдельный предмет преподается только до 9 класса. Название заведения на табличке у входа в школу подано только на русском языке.