Почему многие херсонцы проигнорировали выборы?
Ответить на этот вопрос непросто. Местные аналитики «ломают головы», пытаясь объяснить 32-х процентную явку избирателей на выборах 25 октября в Херсоне и 37-и процентную по области.
Такая явка - самая низкая за последние годы не только на Херсонщине, но и по всей стране (23-е место). За нами в этом печальном рейтинге следуют только Луганская (35,27%) и Донецкая (31, 85%) области, где идут военные действия.
Конечно, можно тешить себя тем, что, по сравнению с европейскими странами, это достаточно высокие показатели. В странах Европы на местные выборы ходят по 20-25% избирателей.
Но мы пока не в Европейском Союзе и этот показатель свидетельствует о наличии довольно серьёзных проблем в нашей стране и области, в частности, которые, вне всякого сомнения, негативно повлияли на активность наших избирателей.
Разочарование, связанное и с кризисом, рост цен на коммунальные услуги, продукты питания, медикаменты, ухудшение криминальной обстановки, «разборки» среди правящей элиты, военные действия на востоке страны – вот, пожалуй, основные причины того, что многие люди утратили веру в возможные позитивные изменения после этих выборов.
Определённые сомнения у людей вызвали голословные утверждения о «прозрачности» нынешней избирательной кампании. На самом деле властные структуры, в очередной раз, задействовали «полный букет» нарушений, включая неприкрытое административное давление на неугодных для неё кандидатов.
Ярким подтверждением этого, является «эпопея», связанная с одним из кандидатов в мэры Херсона Владимиром Сальдо. Можно по-разному относиться к этому человеку, у которого немало недостатков и промахов, но тот «спектакль» который устроили для него местные политики, не поддаётся никакому описанию.
По сути, оппоненты Сальдо взяли на себя смелость решить его судьбу, вместо избирателей города, посчитав, что ему не место в бюллетене для голосования. Они вынудили своего конкурента ввязаться в отчаянную борьбу за «попадание в списки», вместо того, чтобы спокойно вести свою предвыборную деятельность.
Местный теризбирком категорически отказывался его регистрировать, как кандидата, даже после решения суда, обязывающего ТИК это сделать. И только за десять дней до выборов ЦИК принял решение о регистрации Владимира Сальдо кандидатом в мэры Херсона. Но и после этого конкуренты не успокоились.
Они заподозрили киевские власти в «подыгрывании» бывшему экс-нардепу от Партии регионов. Не в пользу команды действующего мэра свидетельствует и такой проект, как создание партии «Херсонцы», а также появление в бюллетенях двойника Владимира Васильевича Сальдо – Владимира Михайловича Сальдо. Правда, этот довольно примитивный и далеко не новый приём «не сработал».
Действительно, до избрания народным депутатом в 2012 году Владимир Сальдо трижды был мэром Херсона и около 10 лет управлял городом. Не имеет смысла доказывать, что он был безгрешен и не допускал серьёзных ошибок. У него были сложные отношения с руководством области.
По неизвестным причинам ему не нашлось места ни в Оппозиционном блоке, ни в партии «Відродження», В итоге он выбрал «Наш край», став одним из его лидеров. Но если бы он не знал о серьёзной электоральной поддержке в Херсоне, то вряд ли стал бы бороться в четвертый раз за кресло мэра.
«Антисальдовская» кампания только «добавила ему очков» и помогла опередить в первом туре 18 своих конкурентов. Среди них такие авторитетные «зубры в политике», как Владислав Мангер («Батьківщина» - 11,78 %), действующий депутат областного совета Вячеслав Яременко («Оппозиционній блок» - 8, 51 %), Андрей Дмитриев («Самопоміч» -6,47 %), бывший народный депутат Михаил Опанащенко (партия «Відродження» -4,3 %), экс-секретарь городского совета Юрий Погребной («Гражданская позиция» - 2, 43 %), бывший губернатор Херсонщины Борис Силенков ( Партия зелёных – 2, 37 %).
Владимир Сальдо набрал 16,09% голосов, уступив только действующему мэру Владимиру Миколаенко (23,64 %), у которого, будем откровенны, была «более выгодная позиция», как говорится, он «играл белыми».
Трудно предсказать, чем бы закончился второй тур. Разрыв в 7,55% был вполне преодолимым, для Владимира Сальдо, который известен своими бойцовскими качествами. Но его неожиданное заявление о неучастии во втором туре вызвало у многих недоумение, сожаление и... сомнение в демократичности выборного процесса.
Некоторые журналисты увидели в этом нестандартном ходе Владимира Сальдо подтверждение слухов о его связях с Банковой. А вот нежелание «ввергнуть Херсон в пучину хаоса и гражданского противостояния», в связи с поступившими к нему угрозами, породили ещё одну версию о якобы планируемой в городе накануне второго тура масштабной провокации с участием «приезжих» по «одесскому сценарию», что, действительно, не могло не насторожить своей правдоподобностью. Вместе с тем, все эти замысловатые комбинации продолжают негативно влиять на избирателей и вряд ли добавят процент принявших участие во втором туре. Главное, исчезла «интрига», получаются «выборы без выбора».
Какой смысл идти на избирательные участки, если победителя можно уже объявлять хоть сегодня. Несколько «утешает» то, что кроме Херсонской области, высокой явкой на выборы, не может похвалиться ни одна юго-восточная область Украины, в том числе и наша столица - Киев, занявшие в стране далеко «не призовые» места - с 17-ого по 25-е. Но в самой сложной ситуации оказалась Харьковская область, где кандидатов от Оппозиционного блока в городах и поселках решением власти просто не допустили к выборам по надуманным причинам (в управлении юстиции якобы не успели внести изменения в реестр политических партий). Не пустили на выборы и бывшего харьковского регионала Михаила Добкина, у которого были довольно высокие шансы на победу. Подтверждением этому является удивительный триумф его «соратника», так «не любимого» властью, Кернеса, избранного мэром Харькова (65, 8 %)...
Можно привести и другие факты по стране, когда с оппозицией особенно не церемонились, в первую очередь, с «Оппозиционным блоком», в котором оказалось немало известных регионалов. Впрочем, это не помешало блоку, как ни парадоксально, победить в шести регионах – Донецкой, Луганской, Одесской, Запорожской, Днепропетровской и Николаевской областях. И это с учётом сорванных по непонятным причинам выборов в Мариуполе и некоторых других городах не оккупированного Донбасса.
Ещё одной причиной низкой явки избирателей на этих выборах, пожалуй, стало чрезмерное увлечение политической рекламой. В Херсоне, практически, не осталось ни одной площади, ни одной улицы, более-менее пригодных для её размещения, на которых бы не красовались «борцы за народное счастье». И это не могло не вызвать у многих чувства апатии и раздражения.
В условиях обнищания значительной части людей, дорогостоящая наглядность, безусловно, сыграла свою негативную роль. К сожалению, затраты по Херсону на это дело не опубликованы, а вот в целом по стране они составили кругленькую сумму. Как утверждает политолог Владимир Фесенко: "Потраченные 2 млрд. грн.- адекватная цифра". Как считают эксперты КИУ, по всей Украине было изготовлено около 20 тыс. билбордов с предвыборной агитацией (скорее всего, эти цифры занижены).
Месяц аренды одного такого щита обходится в среднем в 3,5 тыс. грн. А кто посчитает, какие расходы пошли на очень затратную телерекламу?
Избирательная кампания 2015 года многим запомнилась как одна их самых дорогих в истории Украины и, одновременно, и как самая малосодержательная. Зачастую, кандидаты шли на выборы с нейтральными или просто с общими, набившими оскомину общенациональными лозунгами.
К примеру, обсуждались такие злободневные темы, как контрактная армия и уменьшение тарифов на коммунальные услуги.
Но, как известно, эти вопросы не относятся к компетенции местной власти, которая занимается канализацией, лифтами, дорогами, детскими садиками. К тому же, среди избирателей уже, практически, перевелись простаки, которые ещё могут поверить в сиюминутное «четырёхкратное уменьшение платежей за газ» или в сказку о мгновенном появлении контрактной армии.
И ещё об одном немаловажном факторе, который, в определённой степени, также повлиял на рядового избирателя. Многие недоумевают, хотя предпочитают об этом помалкивать, почему некоторые политики и представители власти постоянно пытаются увязать слово «регионал» со словом «преступник». Неужели неизвестно, что при Януковиче половина страны была связана с Партией регионов? При этом среди них было немало честных, порядочных людей, известных руководителей предприятий, хозяйств, учреждений науки, просвещения, здравоохранения, культуры, известных учёных, актёров, журналистов. А теперь эта немалая часть населения стала второсортной, «без права считаться патриотами».
Но если, власть хочет окончательно «загнать в угол «регионалов» и тех, кто им сочувствует, то для начала пусть разберётся с коммунистами. Нет, не с нынешними, с которыми уже «разобрались», загнав в глубокое подполье. А с теми, кто долгие годы честно работал на КПСС, занимал высокие партийные должности, но не ушёл на пенсию, а неплохо приспособился к новым условиям. Среди них есть даже первые лица государства. О них все знают. Это секретарь ЦК Компартии Украины и секретарь парткома крупнейшего оборонного предприятия.
Ну да, Бог с ними, они уже старики-пенсионеры и трогать их негуманно. А вот тех «верных ленинцев», которые и сегодня занимают высокие государственные должности даже в Администрации Президента, надо бы «побеспокоить» и отправить на заслуженный отдых. Почему, например, до сих пор на ключевой должности находится бывший заведующий отделом Днепропетровского обкома комсомола? Есть и другие примеры «успешного» трудоустройства «вчерашних» членов КПСС на должностях общеукраинского уровня и даже на должностях губернаторов.
Непонятно, почему такое возможно в условиях развернувшейся кампании по «декоммунизации», «десоветизации» и «люстрации». И последнее. После выборов некоторые кандидаты, возмущённые низкой явкой избирателей, поспешили дать свою оценку избирательного процесса в социальных сетях и довольно нелестно высказались о херсонцах – как избирателях. Например, Владислав Мангер (партия «Батьківщина») считает, что «выбор людей логике не поддается. Наверное, херсонцев все устраивает...
Будущее нашего города определяют 30% населения. Остальным все равно... Им не интересно, что произойдет с Херсоном». А вот кандидат на должность городского головы от «Гражданской позиции» Юрий Погребной, даже опустился до прямых оскорблений избирателей: «...70% "умников", не пришедших на выборы - это действительно - тупое стадо с засохшими мозгами. Им нет оправданий, и они не достойны звания мыслящих существ». Конечно, по-человечески, этих известных политиков можно понять...
Это эмоции кандидатов, вызванные чувством обиды на херсонцев, не явившихся на выборы. Но можно понять и сотни тысяч (а по стране – миллионы) проигнорировавших эти выборы избирателей, принявших сознательное и вполне логичное решение, вызванное целым рядом объективных причин и вполне обоснованными претензиями к организаторам выборов.