Раньше никто не учил быть старпомами и капитанами. Задача ХМСТЦ - дать эти знания

20.02.2019
3147
Раньше никто не учил быть старпомами и капитанами. Задача ХМСТЦ - дать эти знания

Редакция в продолжение темы "Херсон – город моряков" знакомит наших читателей с инструкторами Херсонского морского специализированного тренажерного центре при Херсонской Государственной Морской Академии.

Беседуем о качестве подготовки моряков, специфике морского дела с инструктором центра, капитаном Жердий Николаем Сергеевичем.

Николай Сергеевич преподает в Центре уже четыре года, обучает курсантов и моряков по направлениям ARPAи ECDIS.

Капитан Жердий подчеркивает, что в мире очень быстро прогрессируют технологии, поэтому указанные направления считаются не новинкой, а практически нормой.

Он делится своим собственным опытом работы по внедрению этих направлений в работе на судне:

"Я помню по себе, когда пришёл первый раз вторым помощником и столкнулся с электронной картой. Это сейчас я улыбаюсь, а тогда не знал, какую кнопку нажать. Слава Богу, в институте научили, как пользоваться литературой (улыбается), нашёл инструкцию, и по инструкции разобрался.

Поэтому сейчас курсантам показываем, что нажимать на все кнопки можно, но это у нас, на учебе. В море так не получится, поэтому учим, какие данные выдают электронные карты, выдаёт радар. К примеру, АРПА - это те же радары, но с уже встроенной в них системой автоматической радио прокладки. Она автоматически считает маневренные характеристики, суммирует цели и выдаёт тебе курс.

Если раньше мы использовали тетради и секундомер, то сейчас нажатием одной кнопки у нас это всё просчитывается. Там даже есть такая функция, как проигрывание маневра. Можно задать данные, радар тебе покажет, через сколько времени тебе лучше повернуть".

Задаем вопрос: "Получается, что это очень облегчает жизнь?" и капитан снова отшучивается, что, мол, очень даже – главное знать, какие кнопки нажимать.

"Суть в том, что по своему функционалу все эти системы одинаковые. Например, как мобильные телефоны, возьмите Apple или Samsung, суть одна и та же, но есть некие отличия. Точно также и с навигационными системами, есть огромное количество производителей. Многие суда ставят свои разработки.

Хочу сказать, что, по моему мнению, одним из лучших остается Транзас . Мы учим на самом лучшем, в Тренажерном центре стоит последняя версия программного обеспечения.

Программы у нас все лицензированные и это достаточно недешёвое удовольствие. Почему я говорил за стоимость и лицензирование? Потому что не все тренажерные центры обладают такой базой".

- У вас замечательная почва – реальная практика и обучение при Академии, разрабатываете ли свои программы?

"Да это действительно правда. Я вот только полтора месяца как с судна. И, как практик, могу вам сказать, что непрерывность обучения и практики значительно облегчает жизнь в море. Вот за последний рейс свой хочу сказать, насколько опытная команда собралась, что я как будто на круизном лайнере покатался (улыбается). Ни за кем не приходилось бегать и следить, чтобы не совали куда не попадя пальцы.

Раньше ещё в чём была выгодна работа капитана? Мы вправе были выбирать экипаж. Ещё раз повторюсь, 18 лет работаю в одной и той же компании, и поэтому люди, которые тоже в этой компании, все проходят по кругу. И не было за последние лет 5 так, чтобы я приехал и никого на судне не знал.

А сейчас мы боремся со своими судовладельцами, чтобы они оставляли костяк экипажа на одном и том же пароходе. Потому, что ты тогда знаешь "болячки" этого судна.

Я допустим на судне четыре контракта подряд, и у меня хороший сменщик. Проблемы есть, и мы их потихоньку решаем. Если посмотреть на, то судно, которое было четыре контракта тому назад и посмотреть сейчас, то это реально небо и земля. Даже невзирая на плохое китайское железо и невзирая на то, что 12 человек экипажа. Я всегда говорю, что судно — это маленькая страна со своими бытовыми проблемами, многонациональностью. Там тоже в какой-то мере приходится находить общий язык и решать эти проблемы, и этому также надо учится…

Что касается программ, из специализированных – я также принимал участие в разработке проекта по оценке компетенции штурманов для VROON OFFSHORE. Это серьезный игрок на офшорном рынке по обеспечению нефтяных вышек.

Также мы разрабатывали адаптацию по специализированным курсам с Большаковым Вадимом Сергеевичем, это у нас известный сюрвеер с 25 летним стажем работы. Побывав на курсах у сюрвеера, понял, что можно заинтересовать капитанов, особенно когда у тебя есть небольшие пробелы в знаниях. Делюсь опытом - за три дня понял больше, чем я изучал 5 лет. Человек объясняет очень доступно, не рекламирую, наоборот подчеркиваю и делюсь хорошей информацией - особенно для балкеристов, это очень ценный курс.

К сожалению, к примеру раньше, никто не учил быть старпомами и капитанами. А вот здесь задача этого центра - дать эти знания.

По мере того, как мы начинаем вести какой-то курс, то рождаются и новые идеи. Не так давно Marlow Navigation заказала тестирование, у них вот старпомы как бы выходят на должность капитанов, нас попросили их протестировать, прислали нам свои требования. Мы задачу выполнили. И вы знаете, из 6 человек, (задача сложная) только двое справилось. А все эти люди с большим опытом работы.

Нельзя сказать, что здесь просто деньги гребут, мы и отдаем. Мы на данном этапе отдаём немало, не меньше, чем получаем.

Я бы, наверное, просто здесь не работал, если бы мне было неинтересно. Мы здесь работаем ну точно не из-за денег. Потому, что если лежишь на диване, то начинаешь деградировать. Для того чтобы чему-нибудь научить, нужно сначала что-нибудь почитать. И здесь идёт обоюдный обмен знаниями. Люди выходят с благодарностью, когда ты им объясняешь. Здесь пока интересно работать, и это я говорю это не в плане рекламы. Рассказывать можно много, но нужно и пробовать, это нормальный жизненный процесс. Вот такая у нас работа"….

Беседовала Татьяна Дергачева

Подписывайся на нас в Telegram
Херсон Новости ХГМА ХМСТЦ

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
345
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
772
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
935
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
1750
Вверх