В дельте Днепра вспыхнула... река
Прямо на окраине Херсона неожиданно появился самый настоящий торфяник. Но об этом никто и подумать не мог, пока «экологическая сенсация» не вспыхнула так, что огонь едва не дошел до жилых кварталов города.
Пожар начался в плавнях малой реки Веревчиной, рядом с Шуменским микрорайоном областного центра, и тушить его пришлось четверо суток! После продолжительной жары уровень водоема. заметно упал, и несколькометровый слой водорослей и мусора, образовавшийся в результате отсутствия паводков, оказался на поверхности. Стоило кому-то бросить туда окурок или развести костер, и то, что осталось от реки, стало эпицентром масштабного возгорания.
— Торфяник вспыхнул на площади около гектара. Бороться с огнем пришлось трем расчетам из пятнадцати пожарных и трех автоцистерн. Сейчас торфяник постоянно «проливают», чтобы он снова не разгорелся. Ведь никто не уверен, что этого не произойдет, — комментирует начальник областного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Херсонщины полковник Сергей Черный.
В пределах Херсона торфяников никогда не было: они не могли сформироваться, поскольку остатки водорослей из многочисленных притоков дельты Днепра сильное течение весной выносило в лиман и дальше в Черное море. Но после строительства Каховской ГЭС сила течения заметно уменьшилась, и слой водорослей в дельте начал утолщаться, а озера и ерики стали быстро превращаться в вонючие болота и высохшие торфяники — экологические «бомбы замедленного действия».
Во времена СССР государство еще как-то финансировало дноуглубительные работы, а в последние годы они и вовсе прекратились.
Поэтому теперь пожары на торфяниках для Херсонщины могут превратиться в настоящее стихийное бедствие. Разве что предприниматели наладят добычу торфа для производства альтернативного топлива или ГЭС увеличит сброс воды, вернув бывшую силу днепровскому течению.
Но со сбросом получается наоборот: накапливая воду для работы в зимний период, энергетики летом начинают заполнять водохранилища, и дельте главной украинской реки воды остается совсем мало.
А это, к тому же, стимулирует развитие сине-зеленых водорослей и массовую гибель рыбы. В частности, только на протяжении августа нынешнего года в Днепро-Бугском лимане уже зафиксировали четыре случая таких заморов — в результате них погибло около шестисот тысяч рыбин бычка!