Что будет с украинскими портами
Порты для Украины — это один из стратегических активов страны, поскольку транспортная отрасль обслуживает экономику.
Но грузоперевозки и перевалка через порты пронизаны коррупцией и злоупотреблениями — от манипуляций со средствами в капитальные инвестиции до отлаженного ежедневного воровства дизтоплива.
Тут есть только два пути: реформирование самой системы и приватизация.
Первый путь, системный и длинный, подразумевает высадку десанта менеджеров из бизнеса, которые перестроят госпредприятия в бизнес-структуры. При множестве рисков и отдаленном результате это сложный, но, в принципе, возможный путь.
Второй, более быстрый, — передача портового хозяйства в частные руки. Тут главные риски заложены в процессе самой передачи и в том, как новая структура будет работать в имеющемся окружении.
Путь реформирования
Главный плюс реформирования состоит в том, что к управлению госпредприятиями придут менеджеры из бизнеса, которые нацелены на эффективность и получение результата.
Они привыкли к планированию, организовывают работу так, чтобы порт имел возможности для развития.
Основной недостаток этого пути — сроки реализации. Перестроение госкомпании по принципу частного сектора происходит долго. Без возможности привлечения внешнего финансирования этот способ почти обречен на неудачу в долгосрочной перспективе.
Также среди недостатков пути реформирования — бюрократия, которая никуда не исчезла. Препятствий тут немало: множество подписей для принятия решений, необходимость согласований с министерством многих моментов, таких как штатное расписание и финансирование только за счет прибыли самого предприятия.
Сюда еще надо добавить и определенную негибкость в управлении. К примеру, крайне рискованно, если наблюдательный совет порта будет состоять из жуликов из числа депутатов местного совета или "общественников".
Я верю в этот путь, но его успешность зависит от того, хватит ли людей с необходимыми знаниями и навыками в госпредприятиях и госорганах, готовых целенаправленно внедрять изменения, вкладывать усилия и время.
Путь привлечения инвесторов
Когда в госкомпанию заходит частный инвестор, изменения происходят быстрее. Инвестор вкладывает в обновление инфраструктуры и снижение издержек по перевалке грузов, что важно для повышения конкурентоспособности наших портов и товаров на внешних рынках.
Причем вкладывает инвестор такие средства, которых, как правило, нет у государства. Уже сейчас в отрасли есть некоторые позитивные сигналы для инвесторов.
Так, около месяца тому назад Одесский морской торговый порт подписал меморандум с одной из ведущих мировых компаний P&O Maritime, что означает не только инвестиции, но и внедрение лучших мировых практик в управлении процессами в порту.
Это действительно знаковое событие, когда профессиональные операторы решаются начать работать в Украине. И хотя пока подписан только меморандум, заинтересованность P&O Maritime должна послужить сигналом для других инвесторов к тому, что вкладывать в Украину можно и нужно.
"Антипример" — приватизация по-украински. Предприятия переходят в частные руки по заниженной цене с дальнейшей эксплуатацией объекта с целью выжать из него все, что можно, ничего не вкладывая. Другая цель — выгода от перепродажи.
Считайте и оценивайте!
Процесс появления частных инвесторов неизбежен. Для многих объектов финансирование за свой счет невозможно. Сейчас многие порты вообще не имеют возможности обновлять флот и инфраструктуру.
В перспективе, если они не смогут профессионально и с выгодой для предприятия управлять портом, их вытеснят частные предприятия просто за счет отмирания флота и выхода оборудования из строя.
Как финансист хочу подчеркнуть: прежде чем проводить приватизацию, нужно обратить внимание на то, что получит государство, а также просчитать и обосновать эффективность привлечения инвестора в каждом конкретном случае.
Для примера возьмем Херсонский порт. С нынешней прибылью мы сможем конкурировать с частными терминалами в регионе еще около пяти лет.
За это время частный бизнес, который развивается быстрее, имея доступ к капиталу и повышая свою рентабельность, ощутимо вырастет. Причем как с точки зрения мощностей по перевалке, так и финансово.
Поэтому мы нацелены на привлечение инвестора. Лучший способ для этого — концессия, но на определенных условиях.
Мы ожидаем, что с приходом частного капитала грузоперевалка в порту вырастет с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2-2,5 млн тонн. Тогда это будет выгодно не только инвестору, но и государству с точки зрения налоговых отчислений в бюджет и сохранения рабочих мест.
Поэтому планировать будущее украинских портов нужно профессионально и грамотно, учитывая целый ряд факторов, важных как для госпредприятий, общин, в которых они работают, так и для страны в целом.
При приватизации государство должно получать за свой актив справедливую и взвешенную цену. С приходом надежного и профессионального инвестора остальные выгоды приложатся.
Больше инвесторов — больше конкуренции – выше цена входа и больше выгод для государства.
Андрей Соколов, начальник Херсонского морского порта