Что будет с украинскими портами

25.08.2016
922
Что будет с украинскими портами

Порты для Украины — это один из стратегических активов страны, поскольку транспортная отрасль обслуживает экономику.

Но грузоперевозки и перевалка через порты пронизаны коррупцией и злоупотреблениями — от манипуляций со средствами в капитальные инвестиции до отлаженного ежедневного воровства дизтоплива.

Тут есть только два пути: реформирование самой системы и приватизация.

Первый путь, системный и длинный, подразумевает высадку десанта менеджеров из бизнеса, которые перестроят госпредприятия в бизнес-структуры. При множестве рисков и отдаленном результате это сложный, но, в принципе, возможный путь.

Второй, более быстрый, — передача портового хозяйства в частные руки. Тут главные риски заложены в процессе самой передачи и в том, как новая структура будет работать в имеющемся окружении.

Путь реформирования

Главный плюс реформирования состоит в том, что к управлению госпредприятиями придут менеджеры из бизнеса, которые нацелены на эффективность и получение результата.

Они привыкли к планированию, организовывают работу так, чтобы порт имел возможности для развития.

Основной недостаток этого пути — сроки реализации. Перестроение госкомпании по принципу частного сектора происходит долго. Без возможности привлечения внешнего финансирования этот способ почти обречен на неудачу в долгосрочной перспективе.

Также среди недостатков пути реформирования — бюрократия, которая никуда не исчезла. Препятствий тут немало: множество подписей для принятия решений, необходимость согласований с министерством многих моментов, таких как штатное расписание и финансирование только за счет прибыли самого предприятия.

Сюда еще надо добавить и определенную негибкость в управлении. К примеру, крайне рискованно, если наблюдательный совет порта будет состоять из жуликов из числа депутатов местного совета или "общественников".

Я верю в этот путь, но его успешность зависит от того, хватит ли людей с необходимыми знаниями и навыками в госпредприятиях и госорганах, готовых целенаправленно внедрять изменения, вкладывать усилия и время.

Путь привлечения инвесторов

Когда в госкомпанию заходит частный инвестор, изменения происходят быстрее. Инвестор вкладывает в обновление инфраструктуры и снижение издержек по перевалке грузов, что важно для повышения конкурентоспособности наших портов и товаров на внешних рынках.

Причем вкладывает инвестор такие средства, которых, как правило, нет у государства. Уже сейчас в отрасли есть некоторые позитивные сигналы для инвесторов.

Так, около месяца тому назад Одесский морской торговый порт подписал меморандум с одной из ведущих мировых компаний P&O Maritime, что означает не только инвестиции, но и внедрение лучших мировых практик в управлении процессами в порту.

Это действительно знаковое событие, когда профессиональные операторы решаются начать работать в Украине. И хотя пока подписан только меморандум, заинтересованность P&O Maritime должна послужить сигналом для других инвесторов к тому, что вкладывать в Украину можно и нужно.

"Антипример" — приватизация по-украински. Предприятия переходят в частные руки по заниженной цене с дальнейшей эксплуатацией объекта с целью выжать из него все, что можно, ничего не вкладывая. Другая цель — выгода от перепродажи.

Считайте и оценивайте!

Процесс появления частных инвесторов неизбежен. Для многих объектов финансирование за свой счет невозможно. Сейчас многие порты вообще не имеют возможности обновлять флот и инфраструктуру.

В перспективе, если они не смогут профессионально и с выгодой для предприятия управлять портом, их вытеснят частные предприятия просто за счет отмирания флота и выхода оборудования из строя.

Как финансист хочу подчеркнуть: прежде чем проводить приватизацию, нужно обратить внимание на то, что получит государство, а также просчитать и обосновать эффективность привлечения инвестора в каждом конкретном случае.

Для примера возьмем Херсонский порт. С нынешней прибылью мы сможем конкурировать с частными терминалами в регионе еще около пяти лет.

За это время частный бизнес, который развивается быстрее, имея доступ к капиталу и повышая свою рентабельность, ощутимо вырастет. Причем как с точки зрения мощностей по перевалке, так и финансово.

Поэтому мы нацелены на привлечение инвестора. Лучший способ для этого — концессия, но на определенных условиях.

Мы ожидаем, что с приходом частного капитала грузоперевалка в порту вырастет с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2-2,5 млн тонн. Тогда это будет выгодно не только инвестору, но и государству с точки зрения налоговых отчислений в бюджет и сохранения рабочих мест.

Поэтому планировать будущее украинских портов нужно профессионально и грамотно, учитывая целый ряд факторов, важных как для госпредприятий, общин, в которых они работают, так и для страны в целом.

При приватизации государство должно получать за свой актив справедливую и взвешенную цену. С приходом надежного и профессионального инвестора остальные выгоды приложатся.

Больше инвесторов — больше конкуренции – выше цена входа и больше выгод для государства.

 

Андрей Соколов, начальник Херсонского морского порта

 

Новости дня

Читайте еще

Історія зради: як директорка найкращої школи Херсона на окупантів працювала
Новина, що директорка однієї з кращих шкіл не тільки Херсона, а й України, добровільно пішла на співпрацю з окупантами, сколихнула все місто та набула широкого резонансу у медійному просторі.Херсонська спеціалізована школа І-ІІІ...
01.12.2022
14174
Сквиз (англ.-Squeeze), как один из особых приемов в покере, преимущества, применение
Сквиз в покере выполняется в ситуации, когда при раздаче игрок уже выполнил рейз, после чего один или несколько игроков поддержали его ставку, крайний делает повышение, то есть выполняет сквиз. Такой приём применяется...
02.06.2022
20298
Особенности прохождения лечения в Германии: стоимость эндопротезирования коленного сустава
В Германии Университетская клиника Фрайбурга является одним из лучших негосударственных медицинских учреждений в стране. Здесь работают первоклассные врачи по разным направлениям, проводят замену суставов и гарантируют конфиденциальность. Для всех пациентов прохождение лечения...
25.05.2022
8843
Лучшие украинские сериалы на OLL.TV
Несмотря ни на какие обстоятельства, киноиндустрия Украины не стоит на месте. Ежегодно снимаются сотни фильмов, а качество продукции только растёт. Сериалы украинского производства вышли на новый уровень. Их смотрят не только в...
25.05.2022
7137
Вверх