Экспериментальная школа. Как у маленьких херсонцев развивают интерес к учебе
Интервью с директором экспериментальной херсонской школы № 50 Русланом Винником о том, как развить у школьника интерес к учебе.
Вот и отзвенели в херсонских школах «первые звонки». Храмы науки приветливо распахнули свои двери, а волнующиеся родители, смахивая слезы радости, дали напутствовали своим первоклашкам: «учись хорошо»!
Но давайте попробуем разобраться, что значит «учись хорошо»? Внимательно читай учебник? Запоминай каждое слово на уроке? Не марай пропись? Но ведь книги можно прочесть и дома. Или всё же «учиться» означает нечто большее? Как заинтересовать школьника постоянно и с интересом узнавать новое, строить следственно-причинные связи и познавать мир? Ведь недаром главная героиня – школьная учитель из популярного советского кино («Ирония судьбы или с легким паром») сказала: « Я учу их думать, хоть самую малость…и иметь на все свое собственное мнение…»
За ответом на этот непростой вопрос о том, что же такое «учиться», мы обратились к директору херсонской экспериментальной школы № 50 Виннику Руслану Олеговичу.
- Руслан Олегович, Вы являетесь директором одной из школ, работающей по программе «Росток». Ученики вашей школы регулярно занимают первые места на многочисленных учебных олимпиадах и конкурсах. Это говорит об их высоком уровне подготовки и большом желании учиться. Расскажите, что это за программа и каковы ее основные принципы?
- Для начала, я бы хотел уточнить, что «Росток» - это даже скорее не программа, а технология. В основе данной технологии – развитие логического мышления у детей и деятельностный подход к образованию.
- Уточните, что подразумевает понятие «деятельностный подход»?
- Это метод, при котором учитель, дает возможность ученикам подвести себя к определенной теме к определенным задачам, а не решает и формулирует все вместо детей. И, если учителям и удается воплотить этот подход, то уже ближе классу ко второму, поскольку изначально, детей учат на что обращать внимание, а затем уже становится, очевидно, что дети способны самостоятельно анализировать, высказывать свои мысли.
- Какие предметы или науки лежат в основе программы «Росток»?
«Росток» включает в себя абсолютно все программные единицы, но основноположных всего два предмета – математика, изучаемая по абсолютно нестандартной системе. То есть не стереотипная система, уча по которой, ребенку говорят, что 2+2=4, а подача информации о том, что такое в первую очередь сам «+»., что такое сам процесс сложения, например. А уже потом – рассмотрение частных случаев, примеров.
И второй базовый предмет – окружающий мир. Предмет изучается с 1 по 6 класс. Эта дисциплина включает в себя элементы таких предметов как химия, физика, география, биология, и дает возможность детям получить общие знания, для развития личности начиная уже с первого класса. В ходе изучения дисциплины, дети узнают интересные факты из окружающего мира. И эти знания при переходе уже в 7 класс, делают учеников более осведомленными, подготовленными в предметах.
- Вы сказали, что математика – один из двух базовых предметов в младших классах вашей школы. Но как быть тем деткам кто по своей сути гуманитарий. Подходит ли им для обучения технология «Росток»?
- Я на 100% уверен, что даже в этом случае, программа подходит ученику, поскольку абсолютно все предметы в школе преподаются по технологии «Росток» и это означает, что никаких сложностей в изучении не будет. Будь то ребенок склонный к изучению гуманитарных или точных наук, он легко сможет «найти себя», обучаясь у нас. И именно превосходные результаты оценивания учеников нашей школы по всем дисциплинам, лишний раз доказывают это. Мы не говорим о том, что школа №50 – математическая школа, нет. Мы говорим, что мы - школа с технологией «Росток», которая дает детям развитие логического мышления.
- Получается, что процесс образования по системе «Росток» в начальной школе проходит больше в игровой форме? Ведь входящие в предмет «Окружающий мир» дисциплины пока еще сложны для восприятия первоклашками.
- Если посмотреть рабочие тетради первоклашек, то можно увидеть большое количество рисунков, а также свободных мест, оставленных для заполнения самими учениками. То есть возможность дописать, дорисовать, раскрасить. И это еще одно преимущество программы «Росток», позволяющее сделать «сухой» учебный процесс более творческим, разнообразным и интересным. Именно благодаря такому взаимодействию, развитию логики и творческого восприятия учебного процесса, в результате ученики средних и старших классов нередко используют совершенно нестандартные методы для решения самых сложных задач и упражнений по школьным предметам.
- Вы сказали, что вторая базовая дисциплина «Окружающий мир», включает в себя элементы таких предметов как физика, химия. Но способны ли дети в младших классах правильно понять и воспринять такие знания. Ведь в обычных школах все эти предметы проходят намного позже.
- На самом деле ученикам, показывает практика и многолетний опыт, абсолютно не сложно, узнавать эти предметы по той простой причине, что те элементы таких предметов как физика или химия для них подаются как элементы общих знаний. Это для детей скорее как полезная информация для общего развития. В младшей школе не рассказывают формулы или теоремы. Именно поэтому такие знания даются легко. Дети получают интересную информацию из таких предметов как астрономия, в том числе о вселенной, как перемещаются планеты, то есть то, что детям самим интересно наблюдать и смотреть. Помимо того, учителя нашей школы всегда стараются проводить уроки как можно более интересно. И это возможно благодаря наличию в школе различной мультимедийной технике, интерактивным устройствам и так далее. Таким образом, дети получают возможность не просто читать о планетах в учебниках, а рассматривать все наглядно спри помощи 3D проекторов.
- Сколько лет в школе № 50 применяется программа «Росток»?
- В качестве эксперимента, данная технология была внедрена еще в 1999 году. Впоследствии, школа №50 стала «экспериментальной площадкой» министерства образования Украины. Получив звание экспериментальной школы. А с 2014 года, младшая школа считается не экспериментальной, а просто работающей по технологии «Росток». Помимо того, что мы работаем по данной технологии, мы также продолжаем и улучшать данную программу. Для этого проводятся многочисленные всеукраинские семинары, и учителя продолжают непрерывный процесс развития и улучшения технологии, открывая для себя и учебного процесса все новые методы. Другими словами не достаточно просто приобрести тетрадь по программе «Росток», чтобы освоить технологию.
Как результат успешности программы «Росток» - высокие результаты успеваемости по математике у учеников, в том числе и на олимпиадах, при защите МАНовских работ (малая академия наук – прим. ред.), на конкурсах им. Шевченко, на конкурсах по украинскому языку им. Петра Яцика, а также превосходные результаты учеников при прохождении ВНО. Так, в 2016 году, выпускники школы №50, обучающиеся по программе «Росток» показали 4 результат по городу Херсону по украинскому языку и 6 место в городе по математике из 65 учебных заведений.
- Если программа «Росток» настолько кардинально отличается от «стандартной», привычной системы обучения, то не возникнут ли сложности в учебном процессе, если ученик решит перейти из традиционной школы в вашу школу или наоборот. Сможет ли школьник адаптироваться к иной форме получения знаний и насколько сложным может стать этот процесс?
- Не скажу, что ученику будет легко на 100%. Но благодаря тому, в школе работают высококвалифицированные специалисты, процесс адаптации при переходе в нашу школу будет достаточно быстрым и сглаженным. Наши учителя с большим умением помогают ребенку «войти в новую для него технологию» и принять ее.
Что же касается перехода из нашей школы в обычную, то, как показывает статистика, даже в гимназиях или специализированных учебных заведениях, сдавая переходные экзамены, ученики школы № 50 показывают высочайшие результаты. Таким образом, переход совершенно не будет дискомфортным.
- Спасибо Руслан Олегович за интересную беседу. Есть ли у Вас пожелания для только-только переступивших порог вашей школы первоклассников и тех, кто уже учится по программе «Росток» и в этом учебном году будет заканчивать школу?
- Конечно, есть. В первую очередь хотелось бы пожелать первоклассникам, которые только начинают свой долгий путь к знаниям, найти себя, и помнить о том, что каждый человек – индивидуален, и, если не получится в математике, то получится в пении, рисовании и чем-то другом. Мы в свою очередь готовы работать с разными детьми, поскольку твердо уверены в том, что все дети талантливы, независимо от того, сколько ему лет.
А будущим выпускникам нашей школы, хочется пожелать исполнения всех загаданных желаний на пути образования. И в этом году это особенно важно, ведь в этом году, именно 1 сентября было уникальное явление - кольцевое солнечное затмение. А это, как утверждают астрологи, очень большая удача для именно для тех, кто только начинает свой школьный путь или наоборот заканчивает школу. Поэтому желаю нашим будущим выпускникам успешно закончить этот учебный год, выбрать для себя ВУЗ, продолжать развиваться, расти как личность и стать достойными людьми