Есть такая работа: художник
Продолжаем нашу постоянную рубрику «Есть такая работа». Правда, заранее оговоримся: в данном случае это название применимо весьма условно. Ведь художник – это, скорее, особое состояние души. С мастерами Александром Танасюком и Николаем Довганем корреспондент Kherson.net.ua пообщался на одной из выставок Херсонской организации Национального союза художников Украины.
Наши собеседники учились в одном учебном заведении – Одесском художественном училище им. Грекова, только в разные годы. Оба придерживаются реалистического направления в искусстве. Художники рассказали о выставках, своем социальном проекте, затронули ряд проблемных моментов, выразили собственный взгляд на современное искусство.
- Раз уж мы на выставке, расскажите, пожалуйста, по какому принципу отбираются работы? Сами решаете, что выставлять, или НСХУ?
Д.: Отбором работ занимается коллегия: общим заключением четырех-пяти человек выбирают ту или иную работу, опираясь на профессиональные критерии.
Т.: Я бы добавил, что раньше отбор был намного жестче. Тогда работы, более относящиеся к ремесленному делу, какие мы сейчас здесь наблюдаем, попадали исключительно на выставки декоративно-прикладного искусства.
Д.: Некоторые возмущаются, мол, почему мою работу не взяли. Человек просто не осознает, что его работа низкого уровня, что ему еще расти и расти.
- Сколько работ обычно приносите сюда?
Д.: От одной до нескольких, и коллегия может выбрать самую лучшую. Все, скорее всего, не возьмут, разве что, если они очень яркие, соответствующего уровня.
Н.Довгань "Натюрморт с тыквами"
- Часто мы, обыватели, замечаем, что заданная тематика выставки не совпадает с сюжетами…
Д.: Такое бывает, художник не может быть привязан к одному событию.
Т.: Могу объяснить на примере: в Николаеве зимой делали выставку по итогам творческого пленэра, который был на Кинбурнской косе, весной и осенью. Я там присутствовал еще в 2018-ом. Потом работы были в процессе завершения, и экспозицию зрители увидели уже в преддверии Рождества.
- Могут ли какие-то картины с выставки забрать в другой город?
Д.: Если не ошибаюсь, в прошлом году херсонские художники выставлялись в Николаеве и Одессе, и наоборот - сделали рокировку. На выставки в столице наши работы тоже попадают.
Т.: Вспомним выставку «Мальовнича Україна» в Киеве – это ведь пейзажи со всей страны.
- Как вы оцениваете уровень нынешних молодых художников?
Д.: Если брать студенческие работы, то уровень я бы оценил как очень слабый. У них часов, отведенных собственно под живопись, мало. Создаются новые факультеты, а ведь должна иметь место устоявшаяся традиция.
Многие ударяются в абстракцию. Мне, допустим, она не интересна. Я ею еще в художественной школе по горло насытился. Можно сказать, даже иммунитет сформировался, воспринимаю лишь выборочные образцы.
Т.: Порой видишь уровень художественной школы. Лично мне ее явно было недостаточно, когда я поступал в училище в Одессе. Конкурс там был – 12 человек на место.
Александр Танасюк за работой
- Расскажите про ваш совместный социальный проект.
Т.: Мы с Николаем Довганем и Оксаной Оснач (художница, член НСХУ- Прим.ред.) в областной библиотеке имени Гончара организовали студию воскресного рисунка. Как в Академии художеств, приглашаем натурщика, чтобы приходящие к нам люди оттачивали мастерство в изображении фигуры, портрета. Человек – это самое сложное. Начинаешь понимать пластику, конструкции, азы анатомии…
Такого в Херсоне практически нет, да и не было. Причем данный проект бесплатный. Общался недавно с коллегой из Киева – она так удивилась. Говорит, а я хожу заниматься, за 150 гривен в час. Уже хочет в Херсон перебираться…
Да, проект для людей, но и нам самим это нужно, - это творческие вечера, которых всегда очень не доставало.
Д.: Умение рисовать - основа основ. Лишь овладев ею, ты уже можешь идти своим путем. Она нужна любому профессиональному художнику, но, к сожалению, мало-помалу теряется. Через пару десятков лет, под натиском современного искусства, и вовсе может пропасть.
- Кто приходит в вашу студию?
Т.: С одной стороны, это профессиональные художники, которым надо поддерживать уровень. С другой стороны - студенты, для которых два часа рисунка в вузе – это ничего. Вот когда мы учились, у нас было по две пары рисунка и две пары живописи ежедневно.
В общем, сейчас вынашиваем идею сделать что-то вроде студии-галереи.
- Сколько времени в среднем уходит на написание картины?
Д.: Зависит от многих факторов. Если мы, скажем, рисуем в Гончаровке, то в силу сжатых временных рамок приходится делать это относительно быстро. А если в мастерской работаешь - имеешь возможность тщательно продумать образ, что-то из увиденного вспомнить.
Т.: Бывает уходит год, и даже больше. Смотря что рисуешь. Допустим, я задумал этюд, и нужно успеть передать настроение, работая на холсте 60*80 или 50*70. Это максимум два часа. Или скажем, хочешь написать закат солнца – надо торопиться, пока оно не зайдет, чтобы не остаться в потемках. Можно, конечно, клацнуть фотоаппаратом. Но главного – состояния, ощущения - этот снимок не передаст…
-Спасибо за беседу.
Ранее было: Есть такая работа: event-менеджер