Георгий Делиев: «В Херсоне очень тонкий зритель»
Знаменитый клоун, актёр и режиссёр комик-труппы «Маски», музыкант и композитор, академик Международной академии трюков, Народный артист Украины Георгий Делиев родился 1 января 1960 года в Херсоне в семье учителей. Родители думали, что он станет художником, но он стал клоуном, занимается театром, музыкой и кино.
Георгия Делиева трудно застать дома, он постоянно гастролирует или создаёт новые творческие проекты. Но нам удалось с ним пообщаться. С первой минуты наш герой располагает к себе, завораживает его мягкий тембр голоса, он полон обаяния и искренности.
- Георгий, вы учились в строительном институте, как вас из архитектуры угораздило попасть в клоунаду?
- Это произошло на первом курсе. Однажды он увидел объявление о наборе в студию пантомимы «Крик». Афиша показалась настолько привлекательной – на ней был изображён мим с широко открытым в крике ртом и растопыренными ладонями, что ноги сами привели в эту студию. Я думал, что будет жесткий отбор, но после нескольких этюдов был зачислен. В этой же студии я встретил своих друзей, в том числе и Саша Постоленко. Здесь все мы сформировались, как артисты и режиссёры. Такая неповторимая была аура, которая привела нас к созданию «Масок». Хотя Боря Барский и Володя Комаров занимались в другой студии пантомимы, более академической , где ставились грандиозные по замыслу и очень смешные спектакли. Вообще в Одессе существовал собственный стиль пантомимы.
- Вам довелось работать с Вячеславом Полуниным. Расскажите об этом периоде вашей жизни.
- Мне очень легко с ним работалось. Он деликатный человек. Я лишь однажды слышал, как он кричал, да и то не на артиста, а на голландского техника. И был удивлён. Полунин непрерывно пытается сделать жизнь праздником. В спектакле Snow Snow мне предложили роль Жёлтого – «Асисяя». Ещё с прежних времён я был поглощён этим образом, который Слава создал своим сердцем и миропониманием. Слава на гастролях обычно отыграет неделю Жёлтого, потом выходит на эту роль ставит другого актёра, а сам смотрит из зала и корректирует.
Каждый спектакль сложен тем, что Слава не позволяет расслабляться. Артист должен постоянно находиться в тонусе, быть на острие, словно первый раз играет. Мне посчастливилось также играть в ещё двух постановках - «Диаболо» и «Чурдаки». Во время его спектаклей может быть и смешно, и грустно. Может возникнуть пауза, стоять звенящая тишина, и именно в этот момент происходят вещи, которые уже не имеют отношения к клоунаде. Некое священнодейство. Чтобы достичь этого состояния, необходимо совершить все действия, которые срежиссировал Полунин, и, самое важное, довериться потоку эмоций, которые тебя несут. В определённый момент твоя душа войдёт в резонанс с высшими силами и произойдёт волшебство.
- Как по вашему, сам юмор и отношение к нему изменились?
- Безусловно, юмор изменился и трансформировался. Однако сравнивать всё же сложно, потому что , к примеру, в 80-е годы были одни ориентиры, сейчас – другие. Тогда тоже были свои плюсы. Всё, что было вне рамок соцреализма, контролировалось партийными органами, министерством культуры и КГБ, тогда сложно было предугадать, что могут принять, а что категорически отвергнуть. Но времена меняются, меняется даже одесский юмор, который становится более тонким и интеллигентным.
- Вы недавно были на гастролях в Японии, её жители понимают наш юмор?
- Они очень отличаются от нас и у них другое восприятие юмора, свой взгляд на происходящее вокруг: на жизнь и на самих себя. Они очень наивные и доверчивые, как дети, люди. Однако внешне очень сдержанные. Очень воспитанные, внимательные и вежливые, даже самые маленькие дети. Зритель свою реакцию на происходящее на сцене скрывает, это считается неприличным высказывать ярко и всенародно свою эмоцию.
- Георгий, вы сломали стереотипы, как в клоунаде, так и в музыке. Слушая ваши песни, заряжаешься энергией, потоком веселья и позитивных эмоций. Вам удаётся петь просто об обычном, и поразительно об актуальном. Когда и почему вы стали петь?
- Это произошло давно. Первые эксперименты мы делали ещё с Юрой Володарским, с комик-труппой «Маски» в конце 80-х годов прошлого века. Тогда мы снимали на пленку замечательные клипы, они по насыщенности были как сложно-постановочная эксцентрическая комедия. Оригинальная музыка, оригинальные тексты. Мы пели, снимали и сами монтировали. Для любого артиста важны какие-то обстоятельства. Если есть какое-то творческое начало, желание и потребность – артист, естественно, как-то направляет свои усилия, он без этого жить не в состоянии. У любого артиста вдохновение придёт – и он ничего с этим поделать не может, рано или поздно обстоятельства сложатся и дадут благоприятную почву, чтобы это зёрнышко проросло.
- Занятия живописью - это ещё одной страницей в вашей творческой биографии. Как давно вы подружились с рисованием?
- Я с детства рисовал. После окончания школы поступил на архитектурный факультет. Но там меня больше привлекла не столько тема строительства, сколько дизайн, композиция, цвет, графика. Я люблю живопись, как зритель. Во всех музеях мира стараюсь ничего не пропустить, посещаю все залы. Мне это очень интересно. Как и писатель, художник ни от кого не зависит. Когда я свободен от своей основной работы, я могу позволить себе такое баловство, а оно вдруг накапливается и превращается в персональные выставки.
- Когда успеваете писать картины, особенно во время гастролей?
- Живописью занимаюсь в свободное время. Для этого не обязательно находиться дома. Я много писал и пишу на гастролях в Голландии, Франции, Мексике, Италии, Японии. Если честно, то смена деятельности даёт отдых, когда переключаешься с одного на другое. Всё происходит случайно. Мне хочется запечатлеть людей, архитектуру, природу или изображаю какие-то концептуальные замыслы. Признаюсь, что мои картины – это отрывки воспоминаний, каких-то пережитых мгновений.
- Георгий – очень занятой человек, который осуществляет множество интересных проектов, Удаётся ли посещать город, в котором родились?
-- Я очень люблю Херсон. Во-первых, потому что я родился в этом городе. во-вторых он очень похож на Одессу. Очень много общего у этих двух городов, а в-третьих - у меня там много родственников, и я всё детство провёл там, часто приезжал в Херсон из Новой Каховки. Впрочем, и когда уже переехав в Одессе, я в Херсоне снимал кино, часто приезжаем на гастроли. У меня здесь много друзей и родственников.
- По вашему наш город сильно изменился?
- Херсон - это старинный город с богатыми традициями. Все города сейчас меняются и, к сожалению, меняются не в лучшую сторону. Херсон сохранил своё историческое лицо и культурное наследие больше, чем другие города. Здесь очень хороший театр и публика очень театральная. Когда мы приезжаем, на наших спектаклях всегда аншлаги. Это приятно. Радует и то, что зритель понимает, как и в чём можно ходить в театр. На спектакли приходят хорошо одетые. Херсонцы не никогда не придут в театр в сандалиях или в шортах, никто не будет во время представления пить кока-колу. Здесь очень тонкий зритель. Это особенность Херсона, это я говорю без лести. Искренне.
- В Херсоне есть киношкола, планируете ли с ней сотрудничать?
- В мае этого года я побывал на фестивале короткометражного кино «Киноджем», где давал мастер-класс, и прошла моя творческая встреча с участниками кинофорума. Было очень много студентов. Все они - подготовленные и интересующиеся кино и театром. Порадовало, что не было каких-то случайных людей. Все влюблены в своё дело. Мы поддерживаем контакты, и при малейшей возможности с удовольствием приду, чтобы пообщаться.
- Несколько дней назад начались съёмки нового фильма «Одесский подкидыш». Вы называете его народным – почему?
- Впервые в Украине собираются денежные средства на производство полнометражного фильма с помощью народного финансирования. Поэтому мы и называем его народным кино. Из-за кризиса в стране кинокомпании неохотно берутся за новые проекты, да и навязывают свои требования. Чтобы отснять фильм необходимо 100 тысяч евро. Для полнометражной картины это совсем немного. Пока реагируют только простые граждане, богатые бизнесмены пока не откликнулись.