«Круче всех»: как прокачать память ребенка за время карантина?

10.04.2020
1740
«Круче всех»: как прокачать память ребенка за время карантина?

В субботу, 11 апреля, в 20:30 смотрите на «Интере» выпуск детского талант-шоу «Круче всех. Лучшее». Многих телезрителей впечатлили способности маленьких участников проекта с уникальной памятью. Например, Амир Баговеев меньше чем за минуту запоминает 40 слов и может воспроизвести их в любом порядке. Акмаль Доган знает 400(!) знаков после запятой в числе пи и может легко оперировать этими цифрами. А Себастиан Пшенишнюк феноменально запоминает цвета. Думаете, такими способностями обладают только маленькие гении? Тренер по развитию памяти Анна Лютова, работающая с этими детьми, уверяет: развить хорошую память можно у каждого ребенка. А значит, помочь ему в дальнейшем проще и легче усваивать знания в школе или университете. Главное – знать, как правильно запоминать. Почему бы не заняться развитием памяти на карантине? Анна поделилась несколькими секретами запоминания и упражнениями для развития памяти у детей и взрослых. Тем более что занятия мнемотехникой развивают не только память, но и внимание, а также – визуальное, пространственное, графическое и логическое мышление.

«Все мы: и дети, и взрослые – воспринимаем информацию через пять основных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой и обонятельный, – объясняет тренер по развитию памяти, руководитель школы успешных детей Анна Лютова. – У каждого человека один из этих каналов является ведущим. Одним проще воспринимать информацию из написанного текста. Другим лучше запоминаются произнесенные слова. А кто-то вспоминает ситуацию из жизни через запахи или свои ощущения. Важно понять, какая система является «пусковой» для вашего ребенка. Как организованы его мысли: яркими картинками, ощущениями, интонациями и звуками, логическими связями? Именно этот канал обычно становится ведущим в обучении».

Например, предложите ребенку представить собаку. Спросите: что именно первым пришло в голову, когда вы произнесли это слово? Что он увидел, услышал или почувствовал? Визуал представит образ собачки: какого она размера, какого цвета у нее шерсть, какие у нее уши, лапы, хвост. Аудиал, скорее всего, свяжет слово «собака» с лаем или пыхтением. А ребенок, для которого важны тактильные ощущения – кинестетик, вспомнит, какая мягкая у собачки шерсть и как приятно ее гладить. «Но есть еще дети-дигиталы, – говорит Анна Лютова. – Для того, чтобы они что-то увидели или услышали, им нужно повторить слово «собака» про себя. И только потом он сможет увидеть образ собачки».

Предлагайте только очень хорошо знакомые ребенку объекты, уточняет Анна Лютова. Еще важный момент: желательно, чтобы таких проверочных слов-образов было несколько – пять, десять. Вы также можете работать над тем, чтобы ребенок развивал и другие способы восприятия и обработки новых знаний.

5 упражнений, с которых можно начать развивать память ребенка.

1. Добавьте деталей к образу. Когда вам говорят слово «тарелка», наверняка у вас перед глазами достаточно размытый образ. Давайте сделаем его ярче – добавим деталей. Например, определим, какая это тарелка: большая или маленькая, для салата, супа или, может быть, блюдце. Покрасим в какой-то цвет. Пустим по краю золотой ободочек, разрисуем ее яркими кругами – желтыми, зелеными, синими. Или, может быть, нарисуем на ней розы или подсолнухи. Потом прорисуем пространство вокруг нее, например, поставим ее на стол, на красную скатерть, положим рядом нож и вилку. Образ стал намного ярче, правда? А значит, нам его будет проще запомнить. Попробуйте с ребенком вместе в воображении переместить предмет в другую обстановку. Например, переместим тарелку на дерево. А на дереве спит котенок. Дерево с облетевшими листьями, осеннее, поэтому тарелку на нем видно издалека. Такие упражнения развивают воображение и учат уделять внимание деталям.

2. Подключите эмоции. Спросите ребенка, какое ощущение вызывает, например, цифра 1. Какая она? Предложите ответы: она колючая, толстая, тонкая, зеленая, белая, гладкая, шершавая, мохнатая, может быть, она пахнет апельсинами? В общем, предлагайте как можно больше ассоциаций. Если каждая цифра будет для ребенка персонифицирована, ему будет проще запомнить число, а в дальнейшем – множество чисел. Запомнить номер телефона? Легко. Попробуйте, у вас получится! Кстати, это упражнение хорошо работает с любыми абстрактными объектами для запоминания.

3. Составьте рассказ. Например, для запоминания десяти никак не связанных между собой слов придумайте с ними историю. Например, жила-была маленькая варежка. Однажды в снежный день она вместе с девочкой Катей пошла в магазин за хлебом… «Главное – сюжеты этих историй должны быть смешными, добрыми и яркими, – подчеркивает Анна Лютова. – Такие связи «пригодны для хранения», это наши положительные эмоции. Искусственно созданные яркие вспышки. А вот неприятные ощущения в образах – если у кого-то что-то забирают, бьют, толкают – могут вызывать подсознательный страх. И наш мозг может пытаться защитить нас от возможных негативных ощущений и забыть информацию, а не запомнить ее, как нам хотелось бы. Такие образы считаются неправильными».

4. «Сфотографируйте» пространство. Посмотрите на то, что находится перед вами. Закройте глаза и постарайтесь воспроизвести то, что видите. Не очень хорошо получается? А если мысленно провести вертикальную и горизонтальную линию и разделить то, что вы видите, на 4 квадрата, можно даже на большее количество. Постарайтесь запомнить то, что находится в каждом квадрате. Закройте глаза и попробуйте увидеть всю картинку в целом. Если мы не можем запомнить большой объем информации, делим ее на части. Это упражнение хорошо делать вдвоем. Ребенок запоминает, закрывает глаза, воспроизводит картинку. А взрослый спрашивает: что находится в правом верхнем углу? Какого цвета ваза? Где сидит кошка? Можно передвигать предметы, менять ракурс и так далее.

5. Упражнение Цицерона, одного из величайших ораторов Древнего Рима, который произносил самые сложные и длинные речи исключительно по памяти. Этот способ запоминания информации прекрасно работает и у детей, и у взрослых. Еще этот метод называют методом мест, или системой римской комнаты. Например, нужно запомнить несколько параграфов из учебника. Делим информацию на части и проходимся по комнате, «расставляя» эту информацию в ее разных частях в определенном порядке – например, от дверей по часовой стрелке. Потом закрываем глаза, вспоминаем комнату, мысленно идем от дверей по часовой стрелке и… вспоминаем. Цицерон делал именно так: прогуливался по дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

«Все эти упражнения достаточно просты, – говорит Анна Лютова. – Самое главное в процессе – повторение, тренировка и постепенное усложнение. По мере занятий вам может прийти в голову идея, как развить упражнение или переделать его под себя. Не стесняйтесь – пробуйте, делайте! Главное – не останавливайтесь, потому что память так же нуждается в тренировках, как и наши мышцы. И результат обязательно будет. Как говорил тот же Цицерон в одном из своих трактатов: «Найдется ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?»

Развивайте память и таланты своего ребенка! И смотрите всей семьей выпуски детского талант-шоу «Круче всех. Лучшее» – по субботам в 20:30 на телеканале «Интер».

Подписывайся на нас в Telegram
Интер Круче всех

Читайте еще

Как повысить охваты в Instagram с помощью видео?
Бороться за внимание аудитории с каждым разом становится все труднее и труднее, поэтому владельцам онлайн-бизнеса приходится придумывать новые пути завоевания покупателей. Сейчас видео показывают наилучшее вовлечение. Да, бывают исключения, но все же...
28.09.2021
1886
Что подарить бабушке на новогодние праздники?
Совсем скоро на улице будет слышен аромат мандаринов, а магазины заполонят покупатели в поисках уникального подарка для родных. Поэтому стоит подумать уже сейчас, что подготовить к новогодним праздникам близким. Больше всего вопросов...
28.09.2021
1776
Насмешка стоила мужчине жизни на Херсонщине
Из-за насмешки убил знакомого и застрелился сам. Вчера в поселке Каланчак местный житель ремонтировал летнюю кухню на приусадебном участке. Закончив работу, он поспешно переоделся и не заметил, что надел штаны задом наперед....
25.09.2021
1966
В одной из больниц на Херсонщине закрыли инфекционное отделение – названа причина
43 сотрудника больницы попали под сокращение. Инфекционное отделение Великолепетихской больницы остановило свою работу. Об этом сообщил председатель общины Максим Колокот. По его словам, содержание отделения в больнице является убыточным, так как его...
21.09.2021
3556
Вверх