Риски срыва поставок медикаментов под госзакупки нарастают
С марта 2015 г. до марта 2019 г. для устранения коррупции госзакупки медикаментов были переданы от МОЗ международным организациям (МО). При этом правительство не может выстроить эффективную координацию с международными организациями уже второй год подряд и срывает поставки медпрепаратов.
Согласно июльского отчета МОЗ, подготовленного для комитета ВР по вопросам здравоохранения, плановые поставки выполнены лишь по 2 госпрограммам из 12 (закупка препаратов для пациентов с гемофилией и гепатитом В, С.).
Общий объём поставок составляет не более половины от запланированного. Объём не выполненных плановых поставок составляет: по ЮНИСЕФ – вакцин на 90%; по Crown Agents - лекарств и медизделий по детской онкологии на 84%, а по ПРООН - изделий медицинского назначения по программе борьбы со СПИДом на 96%.Наиболее критичная ситуация сложилась с поставкой вакцин через ЮНИСЕФ, для которой объём закупок вакцин был предусмотрен на сумму 312 млн гривен. По состоянию на 03.08.2016 не поставлено в регионы ни одной дозы вакцин для профилактики: туберкулеза, дифтерии и столбняка (АДП), коклюша, дифтерии и столбняка, бешенства, полиомиелита.
Главная причина сложившейся ситуации - плохая организация сотрудничества с международными закупщиками.
При выборе поставщиков, составлении договоров на закупки, согласовании ассортимента и объёмов поставок не были учтены особенности работы и внутренние процедуры международных организаций. Например, ЮНИСЕФ работает как некоммерческая организация, осуществляет поставки по запросу правительств на некоммерческой основе под долгосрочное планирование поставок. В то же время, МОЗ перечислил МО только в конце 2015 г. (через 9 месяцев после принятия закона о передаче госзакупок МО). Не было обеспечено эффективное взаимодействие с таможней.
Международные закупщики, для того что бы воспользоваться налоговой льготой по НДС по нескольку месяцев получали соответствующую справку в фискальной службе. Проблема в том, что от уплаты НДС освобождены только международные организации, а не фирмы-дистрибьюторы, которые ввозят закупленные международниками лекарства. С этой проблемой столкнулась ПРООН, которая часть препаратов, поставленных в марте, растаможила в конце апреля-начале мая.
Многие препараты, с которым работают ЮНИСЕФ или ПРООН, не зарегистрированы в Украине. Новая сокращенная 7-ми дневная процедура регистрации лекарственных средств во-время не заработала. На сегодня остается проблема с регистрацией ряда препаратов в частности вакцины БЦЖ. Ранее Украина закупала БЦЖ российского производства, сейчас ожидается канадская (производитель Intervax).
Только 8 августа, после принятого в мае соответствующего закона Кабмин внес изменения в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств.
Последствия таких срывов – реальные угрозы национальной безопасности с точки зрения здоровья населения и эпидемического благополучия страны.
- Отсутствие препаратов для профилактики, диагностики и лечения социально опасных болезней (СПИД, туберкулез) привел к росту заболеваемости и риску эпидемических осложнений.
- Уровень иммунизации среди населения снизился до критически низкого уровня. По состоянию на 1 июля т.г., только 11,5% детей первого года жизни получили прививки против туберкулеза, от полиомиелита — 39%, коклюша, дифтерии, столбняка — менее 2%, гемофильной инфекции — 4%, в то время как ВОЗ рекомендует охват прививками до 95%.
- По результатам 2015 года заболеваемость активными формами туберкулеза легких среди детей до 17 лет увеличилась с 5,7 до 6,3 на 100 тыс. населения.
- По результатам первого полугодия 2016 года в июне появились случаи эпидпаротита, краснухи, столбняка. Продолжается рост заболеваемости коклюшем.
- Особенно опасна такая ситуация относительно заболеваемости туберкулезом. По количеству больных туберкулезом Украина занимает второе место в Европе после России. Возникшее из-за недопоставок лекарств прерывание лечения больных формирует лекарственно устойчивые формы туберкулеза, что критично для не привитых детей.
- В группу риска попало около полумиллиона детей, которые родились за 2015 -2016 гг. и не смогли получить в роддоме прививку БЦЖ.
Провалы в госзакупках прикрываются сообщениями об экономии государственных средств.
Халатность и неорганизованность работы министерства прикрывается борьбой с коррупцией! Борьба с коррупцией должна вестись без создания рисков для здоровья людей.
Переход на новую систему должен был быть тщательно подготовлен и оставаться приоритетом номер один на повестке МЗО в течение работы этой системы.
Выводы:
- Борьба с коррупцией в сфере здравоохранения началась с того, что население осталось без необходимых лекарств
- Ожидаемый успех от передачи закупок международным закупщикам в части экономии средств и большего охвата препаратами населения из-за нерасторопности профильного министерства оказался ниже, чем планировалось.
- Минздрав, который является заказчиком закупок не справился с задачей закупок под бюджет 2015 года и есть значительный риск, что ситуация может повториться с освоением средств бюджета 2016 года.
- Углубление кризиса закупок может привести к непоправимой ситуации с инфекционной заболеваемостью в стране и серьезным эпидемическим осложнениям, затраты на которые несоизмеримы с экономией на госзакупках.