ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ЗЕМЛЮ - вопрос жизни или смерти для Херсонского судостроительного завода

22.03.2016
2332
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ЗЕМЛЮ - вопрос жизни или смерти для Херсонского судостроительного завода

25 марта этого года депутаты городского совета соберутся для рассмотрения ряда вопросов. Среди прочих будет и вопрос предоставления льготы по налогу на землю предприятиям судостроительной отрасли в Херсоне.

Следует отметить что льгота по налогу на землю для судостроительных предприятий была предоставлена еще в далеком 2005 году и была всегда до декабря прошлого года. При принятии бюджета на 2016 год городской совет отменил льготу по налогу на землю.  

Херсонский судостроительный завод обратился к городскому совету с просьбой о возобновлении льготы по налогу на землю, постольку увеличение налоговой нагрузки приведет к закрытию единственного оставшегося в живых крупного производственного предприятия города.

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ЗАКРЫТИЕ РАБОТЫ ХЕРСОНСКОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА

  1. Около 1 тысячи человек работников завода окажутся без работы и вынуждены будут прийти в Центр занятости получать пособие по безработице.
  2. Ненужными окажутся около 500 человек различных подрядных организаций, выполняющих работу на ХСЗ и также оплачивающих налоги в бюджет.
  3. Ненужными станут филиал Николаевского кораблестроительного института имени адмирала Макарова, судостроительный лицей на Острове и судостроительные конструкторские бюро, работающие в Херсоне.
  4. С одной стороны, бюджет Украины потеряет около 47 млн гривен (сумма налогов, оплаченных ХСЗ в 2015 году), с другой стороны на бюджет страны ляжет дополнительная нагрузка, связанная с выплатой пособий по безработице уволенных работников. ХСЗ в прошлом году перечислил 22 млн. гривен единого социального взноса, а это возможность платить минимальную пенсию для 1800 пенсионеров города в течение года.

Херсон навсегда потеряет звание «Херсон город корабелов». Страна, которая занимается судостроением, авиастроением всегда более высоко котируется в мире чем страна, которая занимается только продажей сырья за границу.

 


1. МИРОВОЙ КРИЗИС В СУДОСТРОЕНИИ

Попытаюсь на цифрах объяснить почему Херсонский судостроительный завод в текущей обстановке не в состоянии оплатить дополнительно 16 млн гривен налога на землю.

Мировое судостроение переживает наибольший за 11 лет кризис. Количество заказов мирового судостроения снизилось до 11 летнего минимума. В виду падения цен на нефть, в 2015 году объем заказов в мировом судостроении уменьшился на 40 %, в том числе в балкерном сегменте на 68 % и офшорном на 73 %.

В 2016 году, согласно прогноза компании CLARKSONS ожидается еще снижение объема заказов на 20-30 %. Подъем рынка судостроения ожидается не ранее 2023 года.

Многие верфи испытывают колоссальные убытки. Три самые крупные мировые судоверфи Hyundai Heavy Industries Co., Daewoo Shipbuilding, Samsung Heavy Industries Co. получили в 2015 году общий убыток 6,41 млрд долларов.


 

2. В УКРАИНЕ К ОБЩЕМИРОВЫМ ДОБАВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

В связи с военным конфликтом на востоке страны, заказчики боятся размещать заказы в Украине, и предпочитают более спокойные Турцию, Румынию, Польшу и Россию.

Уменьшение объема заказов в мировом судостроении, плюс проблема привлечения заказчиков из-за военного конфликта в Украине, привела к необходимости снижения херсонским судозаводом цены на 10-25 % от уровня 2013 года.

В результате всех этих факторов, объем заказов ХСЗ упал за 2 года в 6 раз. В 2012 году объем производства ХСЗ составлял 51,9 млн долларов, в 2014 году 8,2 млн долларов.


 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУДОСТРОЕНИЯ

Правительства стран с развитым судостроением предоставляют верфям всевозможные налоговые льготы, дешевые кредиты и выделяют многомиллиардные дотации для поддержания судостроения.

В 2013 году СМАРТ МЕРИТАЙМ ГРУПП заказала исследование у одного из ведущих мировых консалтинговых агентств: компании ROLAND BERGER. Целью исследования было: дать рекомендации по повышению доходности украинских судостроительных заводов. Вывод, который сделали немецкие консультанты, на примере анализа мирового судостроения: «Судостроение развивается только в странах, где правительство оказывает значительную поддержку отрасли».

 


 

  1. ПОЧЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МНОГИХ СТРАН ОКАЗЫВАЮТ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУДОСТРОЕНИЮ?

Потому как с одной стороны, рентабельность судостроения очень низкая, с другой стороны одно место в судостроении дает 8 мест в сопутствующих отраслях. Таким образом, достигается рост промышленности всей страны. К примеру, в Китае 9,7 % всего валового объема производства страны дает судостроение. Средняя численность персонала, занятого в судостроении Китая составляет 34 млн человек. В Турции годовой объем судостроительных заказов составляет 1,3 млрд долларов. А весь объём производства машиностроительной продукции равен 14 млрд долларов США.

Несколько примеров государственной поддержки судостроения.

  • В 2014 году правительства Греции и Китая подписали инвестиционное соглашение на общую сумму 4,6 млрд долларов США. Сделка предполагает финансирование китайскими банками строительства греческих судов на китайских верфях.
  • В 2015 году Китайский ЭКСИМБАНК ассигновал 3,6 млрд долларов льготных кредитов китайским верфям.
  • В 2015 году китайский судоходный и логистический гигант COSCO подписал кредит на общую сумму 1,75 миллиарда долларов с   ЭКСИМБАНК Китая о финансировании строительства 53 новых судов.    
  • В октябре 2015 года правительство Южной Корее в связи с кризисом в судостроении и убытками компании, выделило судостроительному холдингу Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) 3,7 млрд долларов финансовой помощи
  • Норвежское правительство предоставляет заказчикам из любой страны льготные кредиты через экспортно-кредитные агентства, при условии покупки норвежского оборудования или судов. Процентная ставка по кредитам составляет от 0,1 до 3 % годовых. В 2015 году Херсонский судостроительный завод проиграл тендер на строительство танкера для шведского заказчика. Норвежская верфь дала предложение 43 млн. долларов, Херсонский судостроительный завод 44 млн долларов. И это при минимальной оплате труда в Норвегии 18 долларов в час.

             В чем причина такой ситуации? Высокие процентные ставки банков и высокие налоги. ХСЗ может взять кредит в банке под 12 % годовых в долларах (по факту и больше). За два года строительства судна завод оплатит банкам около 9 млн долларов процентов. Дополнительно при ввозе оборудования ХСЗ заплатит около 2 млн долларов пошлин. Итого 11 млн долларов. Норвежская верфь получает кредит в ЭКСИМБАНКЕ Норвегии под 0,3 % годовых. В Норвегии нет пошлин при ввозе оборудования. Общие затраты норвежской верфи за два года строительства судна составят 240 тысяч долларов процентов норвежскому банку.


  1. ХЕРСОНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ УВЕЛИЧИЛ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ НА ХСЗ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 30%.

В ситуации, когда во всех странах правительства рассматривают дополнительные льготы для поддержки судостроения, Херсонский городской совет ввел в 2016 году дополнительные налоги для судостроительных заводов, увеличив налоговую нагрузку на предприятие более чем на 30%!

ХСЗ имел постоянную льготу по налогу на землю с 2005 года. Отсутствие льгот у украинских судостроителей делает их неконкурентными на мировом рынке судостроения.

Из-за мирового кризиса, военного конфликта на Востоке страны рентабельность судостроения и судоремонта в Украине составляет примерно 1- 2 %.  

Уже сегодня многие турецкие, российские верфи, имеющие мощную поддержку от государства предлагают цены на судоремонт и судостроение ниже чем Херсонский судостроительный завод.

Цена на строительство и ремонт судна должна покрывать все расходы, в том числе и рост налогов. Если в этой ситуации, Херсонский судостроительный завод, вынужден будет еще повысить цены, в связи с ростом объема налога на землю, мы станем полностью неконкурентными по сравнению с верфями из других стран.

В результате ХСЗ или должен заключать контракты с убытком для себя или прекратить производственную деятельность. Заключение контрактов с убытком приведет, в конечном счете, к неуплате налогов в бюджет и задолженности по заработной плате перед работниками завода. Следовательно, имеется только один выход – закрытие завода.

Кстати такая ситуация не везде в Украине. Так в Киеве, Завод ЛЕНИНСКАЯ КУЗНИЦА (собственника вы можете посмотреть в интернете) получил льготу по налогу на землю.

Судостроение по сравнению с другими отраслями промышленности, такими как переработка сельхозпродукции или производство конфет, имеет свои особенности, связанные с потребностью в огромных площадях. Только одно судно в ремонте занимает площадь 140 метров на 16 метров. На ХСЗ в ремонте сегодня находится 17 судов, плюс 2 контракта на строительство судов.

К сожалению, уменьшение объемов производства в судостроении не приводит к уменьшению занимаемых площадей, а приводит к недозагрузке цехов, расположенных на территории. Или мы производим 50 млн долларов продукции, или 8 млн долларов продукции, мы используем одни и те же цеха. Их невозможно закрыть, потому как без цехов порезки металла, вальцовки металла, цехов по изготовлению секций, завод жить не в состоянии. Только загрузка этих цехов снизилась в 6 раз.


Такими решениями мы превращаем Украину в мировой сырьевой придаток. Хотя на всех телеканалах власть говорит о необходимости развития промышленности и производства с максимальной добавочной стоимостью, а не только продажи сырья за границу, на практике мы поступаем абсолютно наоборот.

Если к пустующим площадям в Херсоне и разрушенным заводам, добавиться еще один мертвый завод – я думаю, это не принесет положительного имиджа и пользы нашему городу.

Вопрос жизни или смерти последнего крупного судостроительного предприятия в Херсоне в руках городских депутатов.

 

Василий ФЕДИН

Генеральный директор ООО «SMART MARITIME GROUP»

 

 

Новости дня

Читайте еще

Выбор палатки для туризма
Без палатки во время туристического похода не обойтись, даже если ваше путешествие в один день. Качественная палатка защитит от дождя, ветра, снега и даже от солнца, а шатер палатка может заменить своей...
22.04.2024
1054
Как выбрать и как часто нужно менять щетки стеклоочистителя?
Щетки стеклоочистителя являются одним из важнейших компонентов безопасности вашего автомобиля, ведь именно они обеспечивают чистоту и прозрачность лобового стекла в любую погоду. Кроме того, найти хороший дворник для машины не так уж...
18.04.2024
1380
: Як правильно увійти на ринок криптовалют?
Якщо у якості торгового чи інвестиційного активу вас цікавить криптовалюта біржа відкриває доступ до широкого різновиду монет. Залишається лише обрати актив та оптимальний момент «входу» на цифровий ринок. Визначення точок входу на ринок...
16.04.2024
1641
Большая часть военнобязанных, у которых есть отсрочка, ее потеряют.
Верховна Рада утвердила во втором чтении законопроект про мобилизацию №10449. Кто потеряет отсрочку Отсрочку потеряют практически все, у кого супруг(а) имеет 3 группу инвалидности. В этот список также попадают те, у кого...
16.04.2024
2372
Вверх