ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ЗЕМЛЮ - вопрос жизни или смерти для Херсонского судостроительного завода
25 марта этого года депутаты городского совета соберутся для рассмотрения ряда вопросов. Среди прочих будет и вопрос предоставления льготы по налогу на землю предприятиям судостроительной отрасли в Херсоне.
Следует отметить что льгота по налогу на землю для судостроительных предприятий была предоставлена еще в далеком 2005 году и была всегда до декабря прошлого года. При принятии бюджета на 2016 год городской совет отменил льготу по налогу на землю.
Херсонский судостроительный завод обратился к городскому совету с просьбой о возобновлении льготы по налогу на землю, постольку увеличение налоговой нагрузки приведет к закрытию единственного оставшегося в живых крупного производственного предприятия города.
К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ЗАКРЫТИЕ РАБОТЫ ХЕРСОНСКОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА
- Около 1 тысячи человек работников завода окажутся без работы и вынуждены будут прийти в Центр занятости получать пособие по безработице.
- Ненужными окажутся около 500 человек различных подрядных организаций, выполняющих работу на ХСЗ и также оплачивающих налоги в бюджет.
- Ненужными станут филиал Николаевского кораблестроительного института имени адмирала Макарова, судостроительный лицей на Острове и судостроительные конструкторские бюро, работающие в Херсоне.
- С одной стороны, бюджет Украины потеряет около 47 млн гривен (сумма налогов, оплаченных ХСЗ в 2015 году), с другой стороны на бюджет страны ляжет дополнительная нагрузка, связанная с выплатой пособий по безработице уволенных работников. ХСЗ в прошлом году перечислил 22 млн. гривен единого социального взноса, а это возможность платить минимальную пенсию для 1800 пенсионеров города в течение года.
Херсон навсегда потеряет звание «Херсон город корабелов». Страна, которая занимается судостроением, авиастроением всегда более высоко котируется в мире чем страна, которая занимается только продажей сырья за границу.
1. МИРОВОЙ КРИЗИС В СУДОСТРОЕНИИ
Попытаюсь на цифрах объяснить почему Херсонский судостроительный завод в текущей обстановке не в состоянии оплатить дополнительно 16 млн гривен налога на землю.
Мировое судостроение переживает наибольший за 11 лет кризис. Количество заказов мирового судостроения снизилось до 11 летнего минимума. В виду падения цен на нефть, в 2015 году объем заказов в мировом судостроении уменьшился на 40 %, в том числе в балкерном сегменте на 68 % и офшорном на 73 %.
В 2016 году, согласно прогноза компании CLARKSONS ожидается еще снижение объема заказов на 20-30 %. Подъем рынка судостроения ожидается не ранее 2023 года.
Многие верфи испытывают колоссальные убытки. Три самые крупные мировые судоверфи Hyundai Heavy Industries Co., Daewoo Shipbuilding, Samsung Heavy Industries Co. получили в 2015 году общий убыток 6,41 млрд долларов.
2. В УКРАИНЕ К ОБЩЕМИРОВЫМ ДОБАВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
В связи с военным конфликтом на востоке страны, заказчики боятся размещать заказы в Украине, и предпочитают более спокойные Турцию, Румынию, Польшу и Россию.
Уменьшение объема заказов в мировом судостроении, плюс проблема привлечения заказчиков из-за военного конфликта в Украине, привела к необходимости снижения херсонским судозаводом цены на 10-25 % от уровня 2013 года.
В результате всех этих факторов, объем заказов ХСЗ упал за 2 года в 6 раз. В 2012 году объем производства ХСЗ составлял 51,9 млн долларов, в 2014 году 8,2 млн долларов.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУДОСТРОЕНИЯ
Правительства стран с развитым судостроением предоставляют верфям всевозможные налоговые льготы, дешевые кредиты и выделяют многомиллиардные дотации для поддержания судостроения.
В 2013 году СМАРТ МЕРИТАЙМ ГРУПП заказала исследование у одного из ведущих мировых консалтинговых агентств: компании ROLAND BERGER. Целью исследования было: дать рекомендации по повышению доходности украинских судостроительных заводов. Вывод, который сделали немецкие консультанты, на примере анализа мирового судостроения: «Судостроение развивается только в странах, где правительство оказывает значительную поддержку отрасли».
- ПОЧЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МНОГИХ СТРАН ОКАЗЫВАЮТ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУДОСТРОЕНИЮ?
Потому как с одной стороны, рентабельность судостроения очень низкая, с другой стороны одно место в судостроении дает 8 мест в сопутствующих отраслях. Таким образом, достигается рост промышленности всей страны. К примеру, в Китае 9,7 % всего валового объема производства страны дает судостроение. Средняя численность персонала, занятого в судостроении Китая составляет 34 млн человек. В Турции годовой объем судостроительных заказов составляет 1,3 млрд долларов. А весь объём производства машиностроительной продукции равен 14 млрд долларов США.
Несколько примеров государственной поддержки судостроения.
- В 2014 году правительства Греции и Китая подписали инвестиционное соглашение на общую сумму 4,6 млрд долларов США. Сделка предполагает финансирование китайскими банками строительства греческих судов на китайских верфях.
- В 2015 году Китайский ЭКСИМБАНК ассигновал 3,6 млрд долларов льготных кредитов китайским верфям.
- В 2015 году китайский судоходный и логистический гигант COSCO подписал кредит на общую сумму 1,75 миллиарда долларов с ЭКСИМБАНК Китая о финансировании строительства 53 новых судов.
- В октябре 2015 года правительство Южной Корее в связи с кризисом в судостроении и убытками компании, выделило судостроительному холдингу Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) 3,7 млрд долларов финансовой помощи
- Норвежское правительство предоставляет заказчикам из любой страны льготные кредиты через экспортно-кредитные агентства, при условии покупки норвежского оборудования или судов. Процентная ставка по кредитам составляет от 0,1 до 3 % годовых. В 2015 году Херсонский судостроительный завод проиграл тендер на строительство танкера для шведского заказчика. Норвежская верфь дала предложение 43 млн. долларов, Херсонский судостроительный завод 44 млн долларов. И это при минимальной оплате труда в Норвегии 18 долларов в час.
В чем причина такой ситуации? Высокие процентные ставки банков и высокие налоги. ХСЗ может взять кредит в банке под 12 % годовых в долларах (по факту и больше). За два года строительства судна завод оплатит банкам около 9 млн долларов процентов. Дополнительно при ввозе оборудования ХСЗ заплатит около 2 млн долларов пошлин. Итого 11 млн долларов. Норвежская верфь получает кредит в ЭКСИМБАНКЕ Норвегии под 0,3 % годовых. В Норвегии нет пошлин при ввозе оборудования. Общие затраты норвежской верфи за два года строительства судна составят 240 тысяч долларов процентов норвежскому банку.
- ХЕРСОНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ УВЕЛИЧИЛ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ НА ХСЗ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 30%.
В ситуации, когда во всех странах правительства рассматривают дополнительные льготы для поддержки судостроения, Херсонский городской совет ввел в 2016 году дополнительные налоги для судостроительных заводов, увеличив налоговую нагрузку на предприятие более чем на 30%!
ХСЗ имел постоянную льготу по налогу на землю с 2005 года. Отсутствие льгот у украинских судостроителей делает их неконкурентными на мировом рынке судостроения.
Из-за мирового кризиса, военного конфликта на Востоке страны рентабельность судостроения и судоремонта в Украине составляет примерно 1- 2 %.
Уже сегодня многие турецкие, российские верфи, имеющие мощную поддержку от государства предлагают цены на судоремонт и судостроение ниже чем Херсонский судостроительный завод.
Цена на строительство и ремонт судна должна покрывать все расходы, в том числе и рост налогов. Если в этой ситуации, Херсонский судостроительный завод, вынужден будет еще повысить цены, в связи с ростом объема налога на землю, мы станем полностью неконкурентными по сравнению с верфями из других стран.
В результате ХСЗ или должен заключать контракты с убытком для себя или прекратить производственную деятельность. Заключение контрактов с убытком приведет, в конечном счете, к неуплате налогов в бюджет и задолженности по заработной плате перед работниками завода. Следовательно, имеется только один выход – закрытие завода.
Кстати такая ситуация не везде в Украине. Так в Киеве, Завод ЛЕНИНСКАЯ КУЗНИЦА (собственника вы можете посмотреть в интернете) получил льготу по налогу на землю.
Судостроение по сравнению с другими отраслями промышленности, такими как переработка сельхозпродукции или производство конфет, имеет свои особенности, связанные с потребностью в огромных площадях. Только одно судно в ремонте занимает площадь 140 метров на 16 метров. На ХСЗ в ремонте сегодня находится 17 судов, плюс 2 контракта на строительство судов.
К сожалению, уменьшение объемов производства в судостроении не приводит к уменьшению занимаемых площадей, а приводит к недозагрузке цехов, расположенных на территории. Или мы производим 50 млн долларов продукции, или 8 млн долларов продукции, мы используем одни и те же цеха. Их невозможно закрыть, потому как без цехов порезки металла, вальцовки металла, цехов по изготовлению секций, завод жить не в состоянии. Только загрузка этих цехов снизилась в 6 раз.
Такими решениями мы превращаем Украину в мировой сырьевой придаток. Хотя на всех телеканалах власть говорит о необходимости развития промышленности и производства с максимальной добавочной стоимостью, а не только продажи сырья за границу, на практике мы поступаем абсолютно наоборот.
Если к пустующим площадям в Херсоне и разрушенным заводам, добавиться еще один мертвый завод – я думаю, это не принесет положительного имиджа и пользы нашему городу.
Вопрос жизни или смерти последнего крупного судостроительного предприятия в Херсоне в руках городских депутатов.
Василий ФЕДИН
Генеральный директор ООО «SMART MARITIME GROUP»